Финансовая система ПМР: ретроспективный анализ, современное состояние, перспективы оптимизации
Наряду с сокращением численности занятых происходит быстрый рост абсолютной численности и доли пенсионеров. Так, доля пенсионеров в общей численности населения постоянно увеличивается - с 21,1% в 1996 г. до 26,2% в 2010 г. Происходит быстрый рост коэффициента нагрузки пенсионерами, отражающего количество пенсионеров, приходящееся на 1000 человек списочной численности занятых. За 1996-2009 гг. этот показатель возрос с 577 до 967 пенсионеров, или на 167,6%. По предварительным данным, на начало 2011 г. численность пенсионеров превосходила численность занятых в экономике.
Специфической чертой бюджетной системы ПМР является то, что существенная часть дефицита погашается за счет источников, не связанных с функционированием экономической системы Приднестровья. К ним следует отнести доходы от приватизации (в 2004 г. составили 273 млн. руб., 2005 г. - 310, 2006 г. - 330, 2007 г. - 105, в 2010 г. - 48 млн. руб.), гуманитарную помощь из Российской Федерации (в 2009 г. она составила 258,6 млн. руб. ПМР), заимствования государства у ООО «Тираспольтрансгаз». Заимствование финансовых ресурсов с газового счета позволяет сокращать дефицит консолидированного бюджета и внебюджетных фондов и выполнять соответствующие государственные обязательства. В то же время это способствует наращиванию внешних обязательств Приднестровья.
Отмеченные отрицательные параметры бюджета ставят перед институциональными органами республики задачу поиска источников погашения возрастающего дефицита бюджетов и внебюджетных фондов.
Определенный эффект может дать оптимизация бюджетных расходов, их рациональное сокращение по ряду направлений, повышение эффективности налогового администрировании.
Очевидным является и то, что решение этой задачи посредством простого повышения фискальной нагрузки представляется бесперспективным и может иметь катастрофические последствия, так как может привести к прекращению деятельности ряда действующих экономических агентов.
Представляется, что кардинальным образом проблема роста доходной части и сокращения дефицита во всех звеньях бюджетной системы в среднесрочной перспективе может быть решена только за счет расширения налогооблагаемой базы. В свою очередь, это предполагает создание новых видов деятельности и модернизацию существующих. Это может быть достигнуто путем разработки среднесрочной и долгосрочной стратегии экономического развития, основанной на росте инвестиционной привлекательности региона, выборе наиболее эффективных направлений развития и оптимизации структуры хозяйства. Бесспорным является тот факт, что структурная модернизация и информатизация экономики региона, усиление ее инновационной направленности и рост конкурентоспособности экономических агентов возможны лишь при условии интенсификации инвестиционной деятельности. Регион характеризуется ограниченными внутренними инвестиционными источниками, поэтому остро нуждается в объемных внешних инвестициях.
Рост инвестиционной привлекательности Приднестровья, как основного фактора роста деловой активности, расширения налогооблагаемой базы и модернизации хозяйства, предполагает:
наличие внятной стратегии среднесрочного и долгосрочного развития, осуществление оптимальной промышленной и структурной политики, включающей выбор наиболее перспективных видов деятельности, в наибольшей степени соответствующих конкурентным преимуществам региона, спросу на внутреннем и внешних рынках;
стимулирование инвестиционной активности путем создания налоговых и иных льгот для потенциальных инвесторов, продолжение практики разработки инвестиционных проектов и их презентации на проводимых в регионе международных инвестиционных форумах;
создание механизмов эффективного использования инвестиций и надежной защиты иностранных инвесторов;