Финансовая система ПМР: ретроспективный анализ, современное состояние, перспективы оптимизации
Бюджетная система республики включает республиканский и местные бюджеты, целевые бюджетные фонды (государственного резерва, таможенных органов, дорожный, охраны материнства и детства, социального развития, экологический, экономического развития) и целевые внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного социального страхования, содействия занятости).
Закон «О бюджетной системе» определяет бюджетный процесс - деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, процедуру предоставления отчетов об исполнении бюджетов. Он также определяет сущность, механизм утверждения и реализации государственных целевых программ.
В 2002 г. принят Закон «О бюджетной классификации», включающий классификацию доходов бюджетов Приднестровской Молдавской Республики, функциональную, экономическую и организационную классификацию расходов, классификацию источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов, классификацию видов государственных внутренних и внешних долгов. Бюджетная классификация Приднестровской Молдавской Республики является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированного бюджета.
В 2005 г. был принят Закон «О финансовой прозрачности», направленный на:
а) формирование полной и достоверной информации об участии организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в формировании бюджетов и внебюджетных фондов Приднестровской Молдавской Республики;
б) публичности бюджетных процессов;
в) открытости информации о расходах государства на содержание органов государственной власти и управления;
г) доступности финансовой информации юридических лиц для внешних пользователей.
Ежегодно Кабинетом Министров представляется проект, а Верховным Советом утверждается Закон «О Республиканском бюджете» на последующий год.
Источниками доходной части бюджетов являются налоги, пошлины, сборы, которые регулируются Законом «Об основах налоговой системы» и специальными законами («О налоге на доходы организаций», «О подоходном налоге с физических лиц», «О едином социальном налоге» и т. п.).
Принципы и механизмы налоговой и бюджетной политики утверждаются в «Концепции налоговой и бюджетной политики», утверждаемой в ПМР на три года. В настоящее время действует концепция на 2009-2011 гг., и находится в стадии рассмотрения «Концепция налоговой и бюджетной политики на 2012-2014 гг.».
Современное состояние бюджета. Анализ динамики показателей консолидированного бюджета свидетельствует об устойчивом его дефиците в долгосрочном периоде. При этом в последние годы прослеживается тенденция увеличения как абсолютных, так и относительных показателей дефицита (табл. 1).
приднестровский рубль финансовой система
Таблица 1 Динамика основных показателей государственного (консолидированного) бюджета
Показатель |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, млн. долл. |
110,8 |
153,2 |
221,6 |
162,7 |
187,2 |
159,2 |
219,5 |
Расходы, млн. долл. |
113,8 |
166,1 |
223,0 |
209,6 |
227,1 |
369,8 |
351,8 |
Расходы к ВВП, % |
27,3 |
32,1 |
38,1 |
25,9 |
23,7 |
38,5 |
35,4 |
Дефицит, млн. долл. |
-3,0 |
-12,9 |
-1,4 |
-46,9 |
-39,9 |
-210,6 |
-132,3 |
Дефицит к доходам, % |
2,71 |
8,42 |
0,63 |
28,83 |
21,31 |
132,3 |
60,5 |
Дефицит к расходам, % |
2,64 |
7,77 |
0,63 |
22,38 |
17,57 |
56,9 |
37,6 |
Дефицит к ВВП, % |
0,72 |
2,49 |
0,24 |
5,80 |
4,16 |
21,9 |
13,3 |