Финансовая система ПМР: ретроспективный анализ, современное состояние, перспективы оптимизации
Примечание. На 2011 г. доходы консолидированного бюджета запланированы в сумме 168,1 млн. долл., расходы - 353,0 млн. долл.
Ситуация является сложной и во внебюджетных фондах. Например, доходы бюджета ГПФ в 2010 г. составили 172,9 млн. долл., расходы 170,2 млн. долл. При этом в структуре доходов гуманитарная помощь Российской Федерации составила 12,8 млн. долл. (7,4%), заимствованные средства - 47,1 млн. долл. (27,2%).
Одной из причин сложившейся ситуации в бюджетной сфере является убыточность и бездействие многих предприятий. Например, в 2010 г. из общего количества отчитавшихся предприятий (4 543), прибыльными были 2 540 (55,9%), убыточными оказались 1 068 предприятий (23,5%), не получили финансовых результатов 935 предприятий (20,6%).
Представляется, что дефицит бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов во многом обусловлен недостаточной степенью диверсификации экономики и большой зависимостью налоговых поступлений в доходную часть бюджета от ограниченного круга предприятий. При этом многие из этих предприятий (ММЗ, Молдавская ГРЭС) не обладают в регионе необходимыми ресурсами для развития. Так, доля электроэнергетики в общем объеме промышленного производства в 2010 г. составила 39,1%, черной металлургии - 19,5%. В то же время доля отраслей, для развития которых регион обладает определенными преимуществами, намного ниже (например, легкой промышленности в 2010 г. - 14,8%, пищевой - 12,2%, машиностроения, включая электротехническую, - 6,2%).
Экономическая система Приднестровья относится к так называемым «малым открытым экономикам». Это объясняется отсутствием необходимых сырьевых, энергетических и материально-технических ресурсов, а также незначительной емкостью внутреннего рынка. От состояния внешнеэкономического сектора зависят все основные макроэкономические, бюджетные и социальные показатели. Регион весьма чувствителен к любым изменениям условий внешнеэкономической деятельности - внешнеторговым ограничениям, изменениям спроса и цен на экспортируемые товары, нововведениям во внешнеторговой политике стран-контрагентов.
Бесспорно, что одним из ведущих факторов, обусловливающим потенциальные угрозы для внешнеэкономической деятельности и макроэкономической стабильности является неопределенность политико-правового статуса и отсутствие собственного внешнеэкономического инструментария. Этот фактор усложняет условия сбыта приднестровских товаров на внешних рынках, делает невозможным заключение межгосударственных соглашений об экономическом сотрудничестве с правительствами других стран, приводит к дополнительным затратам, прямым и косвенным потерям экономических агентов, срыву сроков исполнения внешнеторговых контрактов, ухудшает инвестиционную привлекательность региона и имидж экономических агентов республики, как надежных внешнеторговых контрагентов, исключает возможности защиты интересов резидентов через соответствующие международные институты и хозяйственно-правовые механизмы.
Величина бюджетных поступлений, особенно в местные бюджеты и внебюджетные фонды, непосредственно зависит от численности занятых. В долгосрочном периоде абсолютная численность занятых и их доля в общей численности населения имеют устойчивую тенденцию к сокращению. Если в 1991 г. абсолютная численность занятых в экономике ПМР составила 273,5 тыс. человек, то к 2000 г. она сократилась до 205,5 тыс. человек, а к 2011 г. - до 137,6 тыс. человек (50,3% от уровня 1991 г.). При этом доля занятых в общей численности населения сократилась с 40% в 1991 г. до 34,8% в 2000 г. и до 26,6% - на начало 2011 г. Доля занятых в общей численности населения существенно ниже, чем в развитых странах. По данным Федеральной службы статистики Российской Федерации доля экономически активного населения в России в 2009 г. составила 53%, в Австрии в 2008 г. - 52%, Дании - 53%, Латвии - 54%, Германии - 51%, Нидерландах - 53%, Норвегии - 54%, Швейцарии - 57%, Швеции - 53%, Украине - 48%, Молдове - 35%, Японии - 52%.