Оценка кредитоспособности покупателя как элемент кредитного менеджмента
На пятом этапе показатели, полученные на основе расчетов по всем моделям рассматриваются в совокупности и взаимосвязи. Устанавливается следующая иерархия показателей.
Формула Дюпона. Рассчитываемая на основании формулы Дюпона рентабельность собственного капитала заемщика должна быть не ниже установленного предприятием значения. Расчет производится на основе фактических данных за максимально возможный отчетный период и на будущее, с учетом предполагаемого товарного кредитования. В случае получения неудовлетворительных значений показателя предприятием принимается отрицательное решение по отгрузке продукции, в случае удовлетворительного значения анализ кредитоспособности заемщика продолжается.
Расчет финансового рычага. Отталкиваясь от полученного по формуле Дюпона показателя финансового левереджа и на основании данных бухгалтерского баланса покупателя рассчитывается эффект финансового рычага, дифференциал и плечо рычага на момент подачи заявки на приобретение без предварительной оплаты и на перспективу. Полученные данные оцениваются на предмет уменьшения, сохранения на том же уровне или нарастания кредитного риска. В случае удовлетворительных значений эффекта финансового рычага и риска заявка продолжает прорабатываться, в случае несоответствия - покупатель получает отказ.
Использование Z-модели Альтмана. Данные, полученные на основе расчетов по Z- коэффициенту Альтмана с учетом рыночной оценки капитала предприятия могут дать положительные и отрицательные значения. В случае благоприятных значений заявка однозначно не снимается с проработки, в случае получения неблагоприятных значений вопрос об отгрузке продукции выносится на заседание дирекции предприятия для принятия экспертного заключения на основе мнения наиболее опытных специалистов. Это связано с тем, что неблагоприятное значение Z- коэффициента для покупателя означает, что проблемы потери кредитоспособности у него могут возникнуть в более отдаленном будущем. Поэтому дирекция может принять решение о предоставлении краткосрочного товарного кредита, принимая во внимание достаточные значения в настоящем рентабельности собственного капитала ( формула Дюпона), эффекта финансового рычага и плеча рычага с дифференциалом.
Сравнение данных, полученных с помощью нетрадиционных методик с данными, рассчитанными по традиционным коэффициентам. Данным нетрадиционных методик придается решающее значение, при неудовлетворительных значениях коэффициентов абсолютной и промежуточной ликвидности, полного покрытия и финансовой независимости заявка все же может быть отклонена по решению дирекции на основании экспертного заключения.
Использование нетрадиционных методик оценки кредитоспособности покупателей-контрагентов на предприятиях весьма перспективно, поскольку позволяет обеспечить следующие условия. Во-первых, используются современные подходы до этого не применявшиеся в практике управления дебиторской задолженностью в Российской Федерации. Во-вторых, применение нетрадиционных методов оценки кредитоспособности покупателей повышает качество кредитного анализа, обоснованность заключений, принимаемых предприятиями по предоставляемым товарным кредитам. В третьих, оценка производится на рыночных принципах, с учетом постоянно изменяющихся оборачиваемости и ликвидности оцениваемых активов покупателя. В-четвертых, следствием повышения качества кредитного анализа является формирование процесса кредитного менеджмента соответствующее состоянию современного кредитного рынка, что позволяет более полно реализовать принцип дифференцированности в кредитовании.
Оценка финансового состояния покупателя в рамках кредитного менеджмента не сводится только к расчетам финансовых коэффициентов на базе его финансовой отчетности, хотя и предполагает эти расчеты. Еще до рассмотрения кредитной заявки следует собрать кредитную информацию о клиенте, опираясь на объективные данные (информация банков, партнеров и другая). Продуктивным является обращение к кредитным работникам других, даже конкурирующих предприятий. «Корпоративные», в хорошем смысле этого слова, интересы кредитных работников, обмен кредитной информацией о покупателях, дает возможность составить о последних более объективное мнение.
При условии, что покупатель публикует в открытой печати годовые и промежуточные отчеты о своей деятельности, а также иные финансово-хозяйственные документы, следует правильно проанализировать их с целью выявления тенденций развития предприятия-покупателя.
В случае, если в результате предварительного анализа сложилось положительное впечатление о покупателе, можно переходить к следующему этапу, востребовать у покупателя данные его годовой и квартальной финансовой отчетности и проанализировать финансовое состояние предприятия с помощью традиционных и нетрадиционных методик.