Оценка кредитоспособности покупателя как элемент кредитного менеджмента

В предшествующих параграфах уже говорилось об оценке кредитоспособности и финансового состояния предприятия-покупателя как о необходимом элементе кредитного менеджмента. Рассмотрим этот аспект кредитного менеджмента.

Оценка кредитоспособности предприятия-контрагента, как было уже сказано, позволяет хозяйствующему субъекту предупредить формирование некачественной дебиторской задолженности на своем балансе и тем самым не создавать самому себе проблем с ее взысканием путем различных методов. Следовательно, сама оценка, как предпосылка решения по предоставлению коммерческого кредита, есть первый и важнейший этап комплекса кредитного менеджмента. Какие же методы должны быть использованы при оценке? Думается, что могут быть применимы все известные традиционные и нетрадиционные методы, но с учетом корректировок, включающих специфику предприятия - контрагента, востребующего коммерческий кредит. Рассмотрим эти методы.

Представляется, что в первую очередь необходимо использовать основные финансовые коэффициенты, конкретно коэффициенты ликвидности, деловой активности, рентабельности, платежеспособности или структуры капитала.

Коэффициенты ликвидности, как известно, позволяют определить способность предприятия выполнить свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода.

Наиболее важными для оценки финансового состояния и, следовательно, своевременного погашения дебиторской задолженности являются следующие: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент срочной ликвидности, коэффициент общей ликвидности и чистый оборотный капитал. Все они представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели ликвидности

Показатель ликвидности

Расчет

Абсолютная ликвидность

Денежные средства: краткосрочные обязательства

Срочная ликвидность

(Денежные средства + КФВ + чистая дебиторская задолженность): краткосрочные обязательства

Общая ликвидность

Оборотные средства: краткосрочные обязательства

Чистый оборотный капитал

Оборотные средства - краткосрочные обязательства

Наиболее надежной в Российских условиях является оценка по коэффициенту абсолютной ликвидности, экономический смысл которого в определении степени покрытия краткосрочных обязательств абсолютно ликвидными денежными средствами. Рекомендуемое значение - 0,2 - 0,25. Представляется, что этот коэффициент наиболее важен, с точки зрения управления дебиторской задолженностью, поскольку показывает реальные возможности покупателя возместить дебиторскую задолженность денежными средствами.

Коэффициент срочной ликвидности раскрывает отношение наиболее ликвидной части оборотных средств к краткосрочным обязательствам. По международным стандартам должен быть выше 1, в России оптимальное значение - 0,7 - 0,8. Включение в расчет дебиторской задолженности как более ликвидного актива по сравнению с запасами опровергается некоторыми аналитиками. Однако для оценки дебиторской задолженности предприятия-контрагента имеет важное значение, поскольку показывает ее состояние у него.

Коэффициент общей ликвидности (полного покрытия в некоторых источниках) должен быть от 1 до 2, нижняя граница показывает, что оборотных средств должно как минимум хватать на погашение краткосрочных обязательств, выше двух также нежелательно, ибо свидетельствует о нерациональней структуре капитала. Хотя для целей банковского кредитования наилучший вариант - 2, при предоставлении товарного кредита можно ограничиться 1,5-1,7.

Чистый оборотный капитал - показывает абсолютную величину превышения оборотных средств над краткосрочными обязательствами и указывает на финансовую устойчивость предприятия. При управлении дебиторской задолженностью предпочтение следует отдавать коэффициентам абсолютной и срочной ликвидности (за счет взаимной переуступки требований к третьим лицам дебиторская задолженность может быть также возмещена), хотя и коэффициент общей ликвидности имеет значение, поскольку возможна «расшивка» дебиторской задолженности путем бартерных операций.

Таблица 3 Показатели деловой активности

Показатель деловой активности

Расчет

Оборачиваемость активов

Чистая выручка от реализации :среднегодовая сумма активов

Оборачиваемость дебиторской задолженности (только по покупателям, дни)

365:чистая выручка от реализации: чистая среднегодовая дебиторская задолженность покупателей

Оборачиваемость кредиторской задолженности (только по поставщикам, дни)

365:себестоимость реализованной продукции: среднегодовая стоимость кредиторской задолженности по поставщикам.

Оборачиваемость материально - производственных запасов

365:себестоимость реализованной продукции: среднегодовая стоимость материально производственных запасов

Длительность операционного цикла

Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях + оборачиваемость материально - производственных запасов в днях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта