Оценка кредитоспособности покупателя как элемент кредитного менеджмента
Как уже отмечалось в рамках определения кредитоспособности желателен визит кредитного менеджера к потенциальному покупателю, для выяснения объективной картины и оценки бизнеса. В результате такого неофициального визита выясняются следующие обстоятельства:
а) какими являются здания и сооружения на предприятии, старыми или новыми;
б) имеется ли обеспеченность элементами инфраструктуры, например железнодорожными путями или автомобильными дорогами и каковы здесь перспективы;
в) обладает ли предприятие землеотводами для расширения своей деятельности;
г) соответствует ли размер служебной площади численности персонала в плане удовлетворительных условий работы;
д) хорошо ли освещен и оборудован офис;
е) хорошо ли вывозится готовая продукция или имеет место значительное накопление запасов.
В расчет могут приниматься другие обстоятельства такого же рода. В результате собирается дополнительная информация, дающая возможность осуществить не только количественные, но и качественные оценки финансово-хозяйственной деятельности потенциального покупателя, претендующего на получение коммерческого кредита.
Как уже подчеркивалось, при оценке кредитоспособности покупателя идентифицируется риск. Предлагается использовать следующую методику, позволяющую оценить кредитный риск по категории клиента. Выделяются пять категорий, рассмотрим их ниже.
Первая категория («А» или «1»), незначительный или нулевой риск. В группу входят правительственные организации и муниципальные предприятия, полностью финансируемые из бюджетов всех уровней - финансовое положение этих предприятий не вызывает сомнений. В то же время сюда нельзя включать структуры с ограниченной ответственностью, финансируемые государственными органами, поскольку они могут очень быстро оказаться неплатежеспособными.
Вторая категория («Б» или «2»), обычный коммерческий риск. Сюда входят открытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и предприятия других организационно-правовых форм, которые имеют хорошую репутацию и находятся в устойчивом финансовом положении, не имеют прецедентов по задолженности с поставщиками.
Третья категория («В» или «3»), клиенты склонны задерживать платежи. Факт отсрочки платежа с другим поставщиком свидетельствует о возможности аналогичного действия с любым предприятием, поэтому риск здесь больше, чем для второй категории.
Четвертая категория («Г» или «4»), значительный или высокий риск. В этой категории присутствуют клиенты финансовая слабость которых известна или подозревается. Данная область дебиторской задолженности может стать источником крупных потерь и требует к себе особого внимания. В то же время сделки с этим типом клиентов могут быть потенциально более выгодны, поскольку известно, что более рискованные операции более доходны.
Пятая категория («Д» или «5»), неприемлемый риск, отпускать продукцию без предварительной оплаты нельзя ни в коем случае. В группу входят клиенты очень слабые в финансовом отношении и совершенно необязательные при платежах.
Для первых двух категорий характерен риск от минимального до среднего уровня, для третьей и четвертой - риск выше среднего уровня, для пятой - неприемлемый риск.
Помимо рассмотренного, существуют многочисленные способы классификации рисков. Так возможен расчет РАС - коэффициента, выведенного на основе Z-индекса Альтмана за определенный год и выраженного в процентах от 1 до 100. Например, РАС - коэффициент, равный 50, указывает на удовлетворительную оценку деятельности компании в этом году, в то время как значение 10 свидетельствует, что лишь 10 % компаний находятся в худшем положении (неудовлетворительная оценка).
Определенный интерес для прогнозирования платежеспособности представляет метод А-счета. После визита в подозреваемую фирму и получения ответов на ряд вопросов, ответы оцениваются в баллах по определенным правилам. Это субъективный подход, но по многим оценкам не уступает оценкам с помощью финансовых коэффициентов. Например, по методу А-счета наличие на предприятии-покупателе руководителя - автократа дает 8 баллов, бездеятельные директора - 2 балла, недостатки учета - 3 балла и т.д. Полный А-счет - 100 баллов, удовлетворительная оценка - 25 баллов, предприятие, набравшее более 25 баллов можно считать кандидатом в банкроты и отказать ему в предоставлении коммерческого кредита.
Таким образом, оценка кредитоспособности покупателя как элемент кредитного менеджмента базируется на использовании многочисленных формализованных (через систему финансовых коэффициентов) и неформализованных (через систему экспертных оценок и баллов) методов. Все они в определенной степени полезны и должны обязательно применяться при принятии решений в области кредитного менеджмента.