Основные направления реализации кредитного менеджмента
Итак, специалисты предприятия, в свете учетной политики оценивают деятельность покупателя. Отсутствие положений об учетной политике предприятия свидетельствует о потенциальной возможности допущения грубых профессиональных ошибок, в том числе в процессе работы с товарным кредитом.
При получении заявки на коммерческий кредит, предприятие должно изучить не только аспекты кредитной сделки и профессиональный уровень предприятия, но и дать оценку персональных качества руководителя фирмы. Оценивая его личность следует учесть [13, с. 98]:
порядочность и честность;
семейное положение;
профессиональные способности;
возраст и состояние здоровья;
материальная обеспеченность.
Желательно оценить также представительский уровень фирмы, внешнее оформление офиса, современное наукоемкое техническое оснащение предприятия. Это возможно осуществить только при выезде представителей предприятия непосредственно к заемщику.
Заканчивая рассмотрение вопроса анализа кредитоспособности заемщика нельзя не сказать о зарубежном опыте. В практике американских банков применяется “правило пяти си”, где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающимися на букву “си”:
а) характер заемщика (character), имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг; нужно выяснить, как заемщик относится к своим обязательствам, были ли задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире; следует получить психологический портрет заемщика, используя для этого личное интервью с ним, досье из личного архива, консультации с банками и фирмами и прочую доступную информацию;
б) финансовые возможности (capacity), т.е. выяснение платежеспособности заемщика за последние несколько месяцев или лет в зависимости от объема предстоящей кредитной сделки;
в) капитал, имущество (capital), т.е. наличие собственного капитала и согласие заемщика использовать его в какой-то части, в случае необходимости, на погашение кредита, определение структуры капитала, соотношение с другими статьями активов и пассивов;
г) обеспечение (collateral), т.е. его достаточность, качество и степень реализуемости залога в случае непогашения ссуды. Обеспечение кредита дает возможность преодолеть слабость других критериев оценки кредитного риска;
д) общие экономические условия (conditions), т.е. выяснение текущего состояния экономики соответствующего региона или страны, а также непременно - экономики отрасли, к которой принадлежит заемщик.
В случае благоприятного заключения о кредитоспособности потенциального заемщика предприятие приступает к разработке условий договора поставки. При этом нужно зафиксировать сумму товарного кредита, порядок его погашения, срок платежа, обеспечение кредита, прочие условия.
Необходимо проверить обоснованность заявки в отношении суммы товарного кредита. При анализе суммы кредита предприятие должно ориентироваться на платежеспособность заемщика, срок кредита и его обеспечение. Следует проверить, соответствуют ли условия, предложенные клиентом, его реальным возможностям. Еще одно важное обстоятельство - чем продолжительнее срок кредита, тем выше риск, и тем больше вероятность того, что возникнут непредвиденные трудности и клиент не сможет погасить долг в соответствии с договором.