Основные направления реализации кредитного менеджмента
В функции кредитного отдела предприятия входит, как было показано, оценка дебиторов и сбор средств в оплату поставок. При этом эффективная работа кредитного отдела требует хорошей системы информации. Кредитная работа в этом случае обособляется от чисто бухгалтерских функций, требует более высокой квалификации и интеллектуального потенциала.
Основные функции, которые будет выполнять кредитный отдел на предприятии:
а) рассмотрение заявок покупателей продукции на ее приобретение с отсрочкой платежа (в кредит);
б) тесное взаимодействие с отделом сбыта;
в) определение сроков платежа и иных условий продажи;
г) выработка условий сделок в части кредитования при внешнеэкономической деятельности.
Размер и структура кредитного отдела на конкретном предприятии зависит от размера и объем продаж самого предприятия. Кредитный отдел, таким образом, обеспечивает управление кредитом и следовательно дебиторской задолженностью. В свою очередь управление кредитом требует сбора и поддержания в постоянно обновляющемся виде информации о покупателях из всех возможных источников, обеспечения переписки, иллюстрирующей отношения с покупателями, включая работу с должниками.
Информация, которая должна регулярно анализироваться для организации эффективного кредитного менеджмента включает:
а) ежемесячные данные по уровню задолженности в разрезе всех клиентов;
б) данные, позволяющие отслеживать сроки давности долгов;
в) получение платежей по поставкам и его график;
г) главные проблемные области.
Наиболее тесные отношения кредитный отдел должен поддерживать с отделом сбыта и маркетинга, поскольку эффективный кредитный контроль включает мониторинг поставок.
Прямая связь между отделом сбыта и кредитным отделом должна поддерживаться обязательным визированием всех товарно-транспортных документов ответственным кредитным менеджером. Кроме этого кредитный отдел готовит и предлагает отделу сбыта быстрые и обоснованные решения, предупреждающие о потенциальных проблемах, которые могут возникнуть с покупателями, дает советы по спорным кредитным заявкам клиентов и обеспечивает гибкую процедуру взаимодействия. В свою очередь отдел сбыта предоставляет кредитному отделу своевременную информацию по проблемам покупателей, влияющим на платежи, уведомляет о новых перспективах, новой продукции и маркетинговой стратегии и не оформляет отгрузку продукции без предварительных консультаций и визирования.
Надежность коммерческих кредитов определяется опытом и квалификацией кредитных работников. Персонал, отвечающий за выдачу кредитов, должен обладать рядом личных и профессиональных качеств для успешной работы. Сотрудники предприятия на основе личных бесед с клиентом, обратившимся за кредитом, изучения необходимых материалов о финансовом положении фирмы, обследовании дел на месте и т.д. дают заключение о целесообразности выдачи кредита, формируют его условия. Работники кредитных отделов должны обладать следующими характеристиками:
умение общаться с людьми;
быть решительными и дипломатичными;
быть внимательными к деталям;