Основные направления реализации кредитного менеджмента
б) собственные и заемные средства (оценка средств, которыми располагает клиент);
в) курс рубля на момент сделки;
г) стоимость сделки-покупки;
д) суммы, полученные после реализации предмета сделки;
е) издержки;
ж) оборачиваемость средств;
з) расчет налога на прибыль, сколько в итоге останется денег в распоряжении заемщика после расчета с кредиторами и уплаты всех налогов государству, расчет показателя эффективности сделки, который включает в себя коэффициент рентабельности и норму прибыли на вложенный капитал.
Анализируя ТЭО, специалист кредитного отдела предприятия рассмотрит данные сделки под кредит, и сразу сможет сделать необходимые выводы. Так следует анализировать финансовое состояние любой сделки и делать правильные выводы, уменьшающие кредитные риски.
Анализ кредитоспособности заемщика производится на основании его отчетности и финансового положения. Основным финансовым документом предприятия является баланс, показывающий структуру активов, обязательств, а также отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Вопросы анализа кредитоспособности будут рассмотрены ниже в отдельном параграфе.
В случае, если предприятие имеет дело с недавно возникшим покупателем следует проанализировать подробный бизнес-план, который должен содержать различные сведения и в том числе:
описание продуктов или услуг, которые будут предложены на рынке (включая патенты и лицензии), планы исследований, разработок и т.д.;
отраслевой и рыночный прогнозы (описание рынков, других компаний, которые предлагают аналогичный продут, преимущества и слабые стороны конкурентов);
планы маркетинга (цели, реклама, стоимость компании по продвижению продукта на рынок и т.д.);
план производства (потребность в производственных мощностях, рабочей силе, имеющееся оборудование и т.д.);
план менеджмента (структура компании, руководящие органы, консультанты и т.п.);
финансовый план (прогноз операционного и инвестиционного бюджетов, прогноз движения наличности, перспективный баланс на пять будущих лет).
Существует, также, еще один резерв информации о заемщике. В соответствии с Приказом Министерства Финансов РФ от 28.07.94 N100 «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», субъект хозяйственной деятельности обязан с 01.01.95 г. разрабатывать внутренний нормативный документ по учетной политике для внешних потребителей финансовой отчетности.
В применении к кредитному анализу учетная политика предприятия может помочь кредитному инспектору достичь сразу нескольких целей:
а) определить качественный уровень финансового учета на данном предприятии; предоставление стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, принятых на предприятии, снижает риск того, что отчетность потенциального Заемщика будет неверно «прочитана», наоборот, у заемщика, не имеющего репутации и кредитной истории на рынке, качество бухгалтерского учета и финансовой отчетности является косвенным свидетельством качества общего уровня менеджмента в организации;
б) достичь непосредственно предоставления информации, касающейся методов формирования некоторых статей баланса, интересных именно для предприятия-кредитора: учет запасов; группировка и списание затрат на производство; метод, принятый на данном предприятии для начисления амортизации; признание выручки от реализации продукции, работ, услуг и так далее;