Организация системы взимания НДС на современном этапе и направления ее дальнейшего совершенствования
Действующая в настоящее время налоговая система России в основном отражает общераспространенные в международной практике налоговые системы и основывается более чем на 20 законах, охватывающих, все сферы экономической жизни государства.
Налог на добавленную стоимость в РФ выполняет фискальную и регулирующую функции, обеспечивая долю поступлений в федеральный бюджет, развитие малого и среднего бизнеса при соблюдении интересов государства.
В настоящее время важнейшим направлением эволюционного преобразования налоговой системы является реформирование доходообразующих налогов, главным образом налога на добавленную стоимость, который за годы своего существования прочно укрепился в налоговой системе РФ и занял доминирующие позиции.
В настоящее время в России НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджетов всех уровней. Однако с помощью специальных режимов налогообложения предприятия малого и среднего бизнеса оптимизируют налог на добавленную стоимость, т.е. фактически уклоняются от уплаты налога, за счет перераспределения финансовых потоков, достигая частичной экономии или отсрочки уплачиваемого в бюджет налога. Поэтому малый бизнес, применяющий специальные режимы налогообложения, характеризуется как один из самых проблематичных секторов экономики, что объясняется правонарушениями административного и уголовного характера.
В целях совершенствования действующих систем налогообложения субъектов малого предпринимательства, целесообразно предусмотреть некоторые принципиальные поправки законодательной базы РФ с возможностью поэтапного снижения общей ставки НДС до уровня 13% и одновременной отменой льготной налоговой ставки (10%). Снижение ставки НДС приведет к увеличению темпов роста инвестиций в экономике за счет высвобождения дополнительных ресурсов предприятий. Повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса. «Замаскированные» предприятия под льготные выйдут из тени, что сократит налоговые преступления в определенных отраслях и группах предприятий, имеющих значительное влияние во властных структурах. Несовершенная система налога на добавленную стоимость служит аргументом перехода к единой ставке налога, и возможностью разрешения предприятиям, применяющим специальные налоговые режимы исполнять обязательства по НДС в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 145 НК РФ.
В целях повышения эффективности администрирования налога на добавленную стоимость необходимо проведение следующих мероприятий:
-обеспечение эффективности функционирования налога на добавленную стоимость за счет упорядочивания ситуации, с возмещением НДС из бюджета при применении специальных режимов налогообложения.
-введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
-проведение анализа эффективности оптимизации действующего перечня операций, подлежащих освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость;
-внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок;