Организация системы взимания НДС на современном этапе и направления ее дальнейшего совершенствования
В условиях жестко централизованной системы управления в экономике государственного сектора советского времени фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.
Основы современной российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.
С принятием этих основополагающих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость создания единой системы налогообложения и реформирования действующих налогов была вызвана тем, что проводившиеся Экономические преобразования потребовали выработки принципиально важных концепций современной налоговой и финансово-экономической политики, которые должны были стать важнейшими действенными инструментами регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система должна была ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, способствовать снижению уровню инфляции.
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. Российская налоговая система была построена на отдельных принципах, важнейшими из которых являлись следующие:
· установление норм налогового законодательства, не относящиеся к нормам налогового права;
· установление прав обязанностей как налогоплательщиков, так и государства;
· установление равенства всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
установление разграничений прав по введению" и взиманию налогов между различными уровнями власти.
Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, должна повышать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей увеличения эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Основным качественным измерителем налоговой системы страны является показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки. Налоговое бремя представляет собой показатель воздействия налогов на экономику страны в целом или на отдельный хозяйствующий субъект, определяемый как доля их налогов, уплачиваемая государству и платежей налогового характера.
Основной задачей государства является определение уровня налоговой нагрузки, оптимальной для налогоплательщика и наиболее выгодной для государственного бюджета. При снижении налогового бремени государство выигрывает в большей степени, а с освобожденных средств предприятий может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог. При этом многие налогоплательщики выйдут из «тени», что освободит государство от дополнительных расходов, связанных с повышением эффективности налогового администрирования.
Немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий разных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, осуществляющие ее переработку.