Финансовая деятельность городских дум в 1917 г. проблемы, достижения, особенности
Продовольственные и топливные затруднения в стране в условиях IМировой войны наиболее остро затронули города. Вызванное войной расстройство транспорта усиливало проблемы с заготовкой горожанами топлива, необходимого для отопления домов, поддержания деятельности городских предприятий, учреждений. Особые совещания по продовольствию и топливу приняли решение, оформленное в виде закона от 17 августа 1915 г., о привлечении органов местного самоуправления к делу снабжения населения топливом и продовольствием. Средства на эти операции муниципалитеты и земства могли получить в виде ссуд из казначейства, а также путём получения гарантии государства на займы в частных банках.
К началу 1917 г. многие города имели сеть городских продовольственных лавок и складов с топливом, в которых продукты и дрова отпускались по более низким, по сравнению с частными торговцами, ценам. Так, московский муниципалитет имел 51 продовольственную - лавку, 10 складов топлива, на 13 площадях действовали лавки, отпускавшие дрова беднейшему населению. Тульская городская управа на протяжении 1917 г. быстро расширяла сеть городских пекарен, лавок: к октябрю 1917 г. имелось 2 городские лавки и 51 частная контрагентская булочная, с которыми муниципалитет имел соглашения о продаже закупленных городом продуктов, 7 муниципальных пекарен и столовая. Вятская городская дума имела в городе 2 лавки по торговле хлебом. В Котельниче продукты реализовывались через 3 муниципальных лавки. На заготовку топлива и продовольствия города получали ссуды в частных банках под гарантии правительства. Так, Москва к лету 1917 г. для осуществления продовольственных операций имела в обороте 19 млн. р., которые оборачивались за год 3-4 раза. Тула располагала краткосрочным кредитом в 700 тыс. руб. на ведение продовольственной и 300 тыс. руб. - топливной операции. Вятке на ведение продовольственной операции была предоставлена ссуда в 1,5 млн. р. Серпуховской городской думе на заготовку топлива было выделено 120 тыс. р., на продовольственные операции - 80 тыс. р. «В начале 1917 г. в некоторых городах муниципалитеты вводили карточки на продукты первой необходимости: хлеб, муку-крупчатку. В Москве карточная система использовалась с 1 марта 1917 г., в Серпухове-с 4 марта, в Туле-с мая 1917 г.
После установления хлебной монополии во всех городах создавались не подчинённые муниципалитетам продовольственные комитеты, которым передавалось дело снабжения городов продуктами. Городские самоуправления могли, наряду с другими общественными организациями, направлять в продовольственные. комитеты своих представителей. Хозяйственные закупки продуктов для городских учреждений, горожан- в установленных законодательно пределах остались в компетенции муниципалитетов431, но роль городов в заготовке продовольствия стала второстепенной. Работа продовольственных комитетов только налаживалась, когда закон от 9 июня^ 1917 г., обозначивший новые функции городских общественных управлений, вновь отнёс попечение о продовольствии населения, устройство и содержание народных столовых, организацию продажи хлеба, мяса, молока, топлива к предметам ведения городского самоуправления. В период муниципальной кампании 1917 г. и осенью, когда стало очевидно, что продовольственные комитеты не справлялись в желаемой мере со снабжением городов, среди общественных деятелей было распространено мнение, что демократические муниципалитеты, наделённые доверием населения и заинтересованные в бесперебойном обеспечении городов всем необходимым, смогут лучше выполнять продовольственные функции. Как считал гласный Вятской городской думы М.О. Насатисин, в продовольственных органах не хватало коммерсантов, людей, опытных в коммерческих делах, не было «коммерческой осведомлённости, где, какой продукт удобнее, дешевле, лучше всего добыть»432. А в Котельниче товарищ председателя городского продовольственного комитета сам предложил упразднить продкомы как «совершенно бессильные» учреждения и закупать продукты по вольным ценам.