Общая характеристика расходов бюджета: понятие, состав, нормативно-правовое регулирование
Одна из важных составляющих мониторинга результативности бюджетных расходов - регулярный сбор информации о результатах деятельности административных органов власти и организаций, которые специализируются на предоставлении услуг населению.
При этом главная задача состоит в том, чтобы определить, какую информацию и какими способами собирать.
Мониторинг результативности бюджетных расходов постепенно интегрируется во все аспекты управления, в том числе стратегическое планирование, формирование бюджета на основе запланированных результатов, обеспечение обратной связи с клиентами и т.д. В частности, мониторинг результативности бюджетных расходов, предоставления услуг и исполнения программ составляет основу системы управления результатами.
Как в примеру, французский город Лилль (кредитный рейтинг Standard & Poor’s: А - /Позитивный) решил ввести жесткий контроль за деятельностью бюджетных организаций, которые получают бюджетные субсидии, и повысить открытость своей финансовой деятельности. Для этого департамент, который отвечает за мониторинг деятельности муниципальных компаний и ассоциаций, был вынужден нанять новых сотрудников, как из общественного, так и из частного сектора. Для повышения значимости контроля было принято решение, что этот департамент будет отчитываться напрямую перед главой местного органа власти. Меры, которые были приняты для повышения контроля над стоимостью услуг, [18, С.78].
- каждая муниципальная компания и ассоциация предоставляет ежегодную отчетность новому департаменту;
- департамент составляет финансовую отчетность по каждой компании с анализом основных рисков. Эти отчеты предоставляются непосредственно главе органа власти (президенту);
- в каждой компании и ассоциации работает представитель местных властей.
В Российской Федерации в целях выполнения направлений реформ была создана Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам, которая в предстоящем году и на среднесрочную перспективу является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. В целом, система управления расходами бюджета в России в настоящее время представляет собой сложный механизм. Взаимодействия органов власти бюджетов разных уровней, бюджетной системы Российской Федерации по поводу исполнения поставленных задач бюджетной реформы, как по вертикали, так и по горизонтали, с целью обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов, выявления наилучших методов координации деятельности, повышению социально-экономического положения страны. Также управление расходами бюджета - финансовые взаимоотношения органов власти разных уровней бюджетной системы по поводу возникновения тех или иных расходных обязательств.
В настоящее время происходит оптимизация системы управления расходами бюджетов и координация деятельности органов государственной власти, с целью улучшения данной системы.