Общая характеристика расходов бюджета: понятие, состав, нормативно-правовое регулирование
Общая система управления расходами бюджетной системы в Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, [2, ст.6, С.23].
До 2007 года бюджетный кодекс РФ трактовал расходы бюджета как - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления, [2, ст.6, С.23].
После внесения соответствующих изменений в данный федеральный закон расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования бюджета подразделяются на:
- источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта РФ;
- источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
Можем сказать, что расходы бюджета выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства, по различным направлениям.
Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные кредиты. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты.
Кроме того, к одному из принципов бюджетной системы Российской Федерации относится принцип общего покрытия расходов, который означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
- расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
местный бюджет расход муниципальный
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.