Общая характеристика расходов бюджета: понятие, состав, нормативно-правовое регулирование
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину, [19, С.283].
Для количественной оценки расходов могут использоваться такие показатели, как общий их объем, темпы роста (прироста), динамика по отношению к ВВП, структура расходов и ее изменение, а также объем отдельных видов расходов в расчете на душу населения. Для изучения структуры могут использоваться экономическая, функциональная и ведомственная классификация расходов бюджета.
Таким образом, модно выделить следующие виды расходов:
. По уровню бюджетной системы РФ:
расходы федерального бюджета;
расходы бюджета субъекта Российской Федерации;
расходы местного бюджета.
. По направлению расходования (по разделам, в соответствии с изменениями внесенными в Бюджетный Кодекс РФ Федеральным законом Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"):
общегосударственные вопросы:
национальная оборона:
национальная безопасность и правоохранительная деятельность:
национальная экономика:
жилищно-коммунальное хозяйство:
образование:
культура, кинематография, средства массовой информации:
здравоохранение, физическая культура и спорт:
социальная политика:
межбюджетные трансферты.
А также, в свете проводимой бюджетной и административной реформы можно представить расходы бюджета (в частности местного бюджета) как:
) расходы по преданным федеральным полномочиям;
) расходы по переданным полномочиям субъекта Российской Федерации;
) расходы по полномочиям местного бюджета.
Особенности расходов бюджета, их состав, управление и контроль на соответствующем уровне бюджета регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами:
) Бюджетным кодексом РФ, который закрепляет понятие, состав, структуру расходных полномочий бюджетов бюджетной системы РФ;
) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 № 131-ФЗ, закрепляющий понятие местного бюджета, расходные полномочия органов местного самоуправления, переданные другими уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
) Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации", которое определяет понятие реестра расходных обязательств по уровням бюджетной системы РФ, а также формы реестров расходных обязательств;
) Постановление Правительства РФ от 22.09.2004 №249 "о повышение результативности бюджетных расходов", которое утвердило Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в период с 2004 по 2006 год, с указанием основных проблем, направлений деятельности и достижения определенных результатов;
) Приказом Министерства финансов РФ "О порядке проведения мониторинга бюджетного сектора" от 19.12.2003 №399, который принят в целях повышения эффективности расходов федерального бюджета, подготовки и проведения реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации;