Общая характеристика расходов бюджета: понятие, состав, нормативно-правовое регулирование
В связи, с чем теперь наряду с бюджетом на очередной финансовый год составляется перспективный финансовый план на три года методом скользящей трехлетки, в рамках которого ранее утвержденные проектировки ежегодно сдвигаются на год вперед и становятся основой нового проекта бюджета.
"Скользящая трехлетка", с одной стороны, обеспечивает стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реструктуризацию обязательств, реализацию новых приоритетов бюджетной политики. Систему "скользящей трехлетки" на таблице 1.
Таблице 1. - Метод "скользящая трехлетка"
В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ были выделены "Бюджет действующих обязательств" - ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, обусловленных действующими нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями - за исключением обязательств, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене в плановом периоде.
И "Бюджет принимаемых обязательств" - ассигнования для исполнения в плановом периоде расходных обязательств, предусмотренных новыми нормативными правовыми актами (поправками к действующим нормативным правовым актам), договорами и соглашениями, которые вступают в силу или планируются (предлагаются) к вступлению в силу в плановом периоде, [23, С. 20].
В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ, [5, С.145].
В России появилось новое направлении (метод управления расходами), которое давно применяется в зарубежных странах для управления расходами - мониторинг результативности бюджетных расходов.
Мониторинг результативности бюджетных расходов - это метод, который помогает определить и повысить результативность деятельности администрации муниципальных образований (в частности, по предоставлению услуг, исполнению программ). Мониторинг результативности бюджетных расходов (также мониторинг результативности деятельности органов власти или мониторинг результативности исполнения бюджетных расходов) неразрывно связан с системой планирования и контроля над осуществляемой деятельностью. В основе этой системы лежит использование показателей, позволяющих проследить достижение результатов по отношению к поставленным целям. Мониторингу может быть подвергнута любая деятельность, [22, С.95].
Мониторинг связан со всеми этапами бюджетного процесса, начиная от планирования деятельности и кончая предоставлением отчетности, однако сам мониторинг результативности оказания услуг можно разделить на 3 этапа, [22, С.96-97].
- на первом этапе определяются результаты (выгоды), которые необходимо получить;
- на втором этапе полученные результаты оцениваются путем сопоставления с запланированным;
- на третьем этапе предоставляется отчетность лицам, принимающим решения.