Финансовый контроль
д) достаточна ли информация, предоставленная правительством Стортингу, для принятия решений;
е) осуществляет ли правительство утвержденную политику охраны окружающей среды с целью соблюдения принципов устойчивого развития и эффективного управления природными ресурсами.
Все проверки эффективности проводятся на основе критериев, связанных с существенностью и риском. В каждом отдельном секторе проверки эффективности проводятся в тех областях, где существует большой риск и вероятность несоблюдения решений и целей Стортинга. После завершения проверки эффективности составляется отдельный отчет, который представляется в Стортинг. Ежегодно в Стортинг направляются примерно десять отчетов о проверке эффективности деятельности.[7]
Изменения в сфере государственного финансового контроля Норвегии, ожидаемые в ближайшем будущем
В последний раз роль и задачи Счетной палаты обсуждались Стортингом в 2003 году во время принятия нового законодательства и инструкций в отношении Счетная палата. Тогда было определено, что перемены, произошедшие в Счетной палате, в сочетании с изменениями в порядке работы Стортинга создали предпосылки к усилению контрольной функции Стортинга. Тем не менее, в ближайшем будущем не ожидается крупных изменений в государственном финансовом контроле Норвегии. Во время обсуждения нового закона о Счетной палате Стортинг заявил, что она как подчиненный, но независимый контрольный орган будет по-прежнему отвечать за осуществление финансового контроля над всеми учреждениями центрального правительства и других органов власти, обязанных отчитываться перед центральным правительством. В то же время, для удовлетворения информационных потребностей Стортинга в ежегодном докладе Счетной палаты о результатах финансовых проверок будет уделяться больше внимания информации, показывающей, действительно ли ассигнованные средства используются на цели, определенные Стортингом, а также насколько выполнены установленные задания. Стортинг также подчеркнул, что Счетная палата играет важную роль в борьбе с искажениями отчетности и коррупцией. В этой связи были приняты новые законодательные положения, разрешающие Счетной палате сообщать полиции или другим органам контроля о выявленных нарушениях и подозрениях, независимо от своей обязанности соблюдать конфиденциальность. Что касается функции Счетной палаты как консультанта правительства, Стортинг подчеркнул, что осуществлять ее нужно с осторожностью, чтобы не нанести вреда независимости и объективности аудиторов.[7]
Стортинг выразил уверенность в дальнейшем развитии аудита эффективности, подчеркивая при этом, что такие проверки необходимо проводить на основе оценки принципиальности вопроса и его финансовой или социальной значимости. Также было принято решение разрешить Счетной палате проводить проверки эффективности в рамках текущего контроля государственных компаний, помимо постоянного контроля интересов собственника.[7]
Предложения по дальнейшему развитию международного сотрудничества между европейскими организациями финансового контроля
За последние десять лет заметно расширилась международная деятельность Счетной палаты Норвегии, например, путем его участия в работе нескольких комитетов и рабочих групп ИНТОСАИ и ЕВРОСАИ. С 2001 года в Норвегии работает Секретариат IDI (Программы развития ИНТОСАИ). Счетная палата была назначена внешним аудитором ряда международных организаций, и несколько сотрудников Счетной палаты участвуют в выполнении аудиторских заданий. Помимо этого, Счетная палата участвует в проекте по оказанию помощи в целях развития и обучению вместе с высшим органом финансового контроля (ВОФК) Замбии, а также в других формах официального и неофициального сотрудничества с ВОФК других стран.
Одновременно с этим постоянно расширяется сотрудничество между ВОФК европейских государств под руководством ЕВРОСАИ, сотрудничество в рамках Европейского Союза и в более мелких региональных группах, например, сотрудничество между ВОФК скандинавских стран, а также между ВОФК скандинавских и балтийских стран. Расширение сотрудничества является естественным результатом происходящей мировой глобализации и гармонизации, усиления интеграции в Европе и технологического прогресса. Поскольку сотрудничество между европейскими государствами постоянно развивается, ВОФК европейских стран также должны объединять усилия, чтобы оказывать максимально возможное влияние на этот процесс и находить решения новых проблем, возникающих вследствие усиления интеграции.