Финансовый контроль
В Норвегии Высшим органом финансового контроля является Счетная палата. Счетная палата Норвегии является контрольным органом Стортинга (парламента Норвегии). Это независимое учреждение, подчиняющееся непосредственно Стортингу и не являющееся правительственным органом. Создание Счетной палаты Норвегии относится к 1814 году, когда Разделом 75k Норвежской Конституции было установлено, что Стортинг должен назначать пять аудиторов для проверки финансовой отчетности правительства.[7]
История Счетной палаты Норвегии и изменения в организационной структуре и методах работы, произошедшие с 1990 года
Начиная с 1918 года, основной задачей Счетной палаты Норвегии была проверка всей деятельности центрального правительства. Что касалось парламентского контроля, осуществляемого самим Стортингом над деятельностью правительства и министерств, то Счетной палате по традиции отводилась в нем скромная роль, но в 90-е годы ХХ века ситуация изменилась. Как и прежде, основным объектом деятельности Счетной палаты является непосредственно правительство. Стортинг получает информацию об этом процессе, но не вмешивается в него. Однако Счетная палата все в большей мере занимается подготовкой предпосылок к проведению Стортингом собственных проверок, то есть аудиторские отчеты служат основанием для дальнейшего анализа, оценки и обсуждения. Таким образом, в течение последних десяти лет значительное количество важнейших вопросов парламентского контроля было инициировано Счетной палатой. Это произошло по двум причинам: во-первых, в 1993 году Стортинг создал Постоянный комитет по проверке деятельности и конституционным делам, который в качестве одной из своих основных задач должен был рассматривать отчеты, представленные Счетной палатой. Во-вторых, начиная с 1994 года, помимо годовых отчетов о проведенных проверках финансовой деятельности, Счетная палата представляет в Стортинг специальные отчеты о проведенных проверках эффективности использования ресурсов. Ежегодно примерно десять отчетов о проверке эффективности в отношении важных случаев становятся предметом отдельного обсуждения в парламенте. [7]
Со временем законодательная основа Счетной палаты значительно устарела, притом, что методы работы и содержание проверок серьезно изменились по сравнению с 1918 годом. В 90-е годы была начата работа над новым законом и инструкциями для Счетной палаты, которые вступили в силу 1 июля 2004 года. Поскольку в новом законодательстве основное внимание уделяется систематизации нынешней практики, это не повлечет за собой каких-либо крупных изменений в задачах Счетной палаты или в его организационной структуре. [7]
Организационная структура
Главное управление находится в Осло. Высшим органом Счетной палаты является Правление, состоящее из пяти генеральных аудиторов, которые назначаются Стортингом на четырехлетний срок. Одного из пяти членов Правления Стортинг избирает Генеральным аудитором, который отвечает за повседневное руководство, а также финансовые, кадровые и профессиональные вопросы. Генеральные аудиторы выбираются на основе своей политической принадлежности, и состав Правления отражает парламентский состав Стортинга. Лица, занимающие должность Генерального аудитора, не могут участвовать в политической деятельности или вмешиваться в процесс принятия политических решений. Таким образом, члены парламента не могут избираться в качестве аудиторов.
Счетная палата Норвегии состоит из семи департаментов, каждый из которых выполняет функции административного обеспечения. Для повышения качества и эффективности контрольно-ревизионной деятельности Счетная палата Норвегии сочла необходимым провести специализацию аудиторских задач. Это означает, что четыре департамента отвечают за контроль финансовой деятельности, а два - за контроль эффективности. Первый департамент, отвечающий за аудит эффективности, был создан в 1996 году. В 2002 году было решено расширить специализацию, в результате чего появился второй департамент аудита эффективности. В это же время были организованы специальные отделы, занимающиеся разработкой методик и контролем качества проверок финансовой деятельности, деятельности корпораций и аудитом эффективности.
Изменения в методах работы
Начиная с 1990 года, произошли значительные изменения в формах проведения проверок, рабочих методах и порядке представления отчетности. Вся контрольно-ревизионная деятельность теперь осуществляется в соответствии со стандартами и принципами, основанными на стандартах ИНТОСАИ. Эти стандарты были разработаны и вступили в силу в 1999 году и с тех пор постоянно дорабатываются. Например, в связи с внедрением новых информационных технологий и средств связи в органах центрального правительства Счетной палате пришлось усовершенствовать свою методологию проведения проверок с расчетом на новые системы. Также были созданы системы для оценки риска и существенности при различных видах проверок. Совсем недавно была внедрена новая система, при помощи которой производится общая оценка всеобъемлющего риска и существенности в каждом отдельном министерстве или сфере деятельности министерства для всех видов проверок. Данная система направлена на то, чтобы контроль финансовой деятельности, деятельности корпораций и эффективности использования ресурсов дополняли друг друга, обеспечивая максимальную экономичность и эффективность всей деятельности Счетной палаты по проверкам и текущему контролю.