Финансовый контроль
За время, прошедшее с 1990 года, произошли существенные технологические изменения. Сейчас при осуществлении различных функций административного обеспечения используются системы информационных технологий, которые внедряются в качестве средств контрольно-ревизионной работы. Счетная палата разработала специализированное программное средство PROSIT в качестве вспомогательного инструмента финансового контроля. [7]
Текущая деятельность счетной палаты
Основная задача Счетной палаты Норвегии состоит в том, чтобы способствовать рациональному использованию ресурсов и эффективному управлению. Путем проведения проверок, осуществления текущего контроля и представления рекомендаций Счетная палата содействует тому, чтобы государственные доходы поступали согласно плану, и чтобы управление государственными денежными средствами и имуществом осуществлялось эффективными с финансовой точки зрения методами и в соответствии с решениями и целями Стортинга. Контрольно-ревизионные задачи, возложенные на Счетную палату, можно разделить на три категории: финансовый контроль, контроль деятельности корпораций и аудит эффективности.
Счетная палата Норвегии отвечает за проверку финансовой отчетности центрального правительства и всех счетов, представляемых учреждениями центрального правительства и другими органами власти, обязанными отчитываться перед центральным правительством. Объектом финансового контроля Счетной палаты является 400 счетов, которые проверяются на предмет верного отражения финансовой деятельности; при этом необходимо:
* удостовериться, что в счетах не содержится существенных ошибок и других недостатков,
* проверить, соответствуют ли операции и решения относительно ассигнований, на основании которых составлены счета ("использование средств"), принятым решениям и целям Стортинга и соответствующим правилам, а также является ли такое использование средств приемлемым с точки зрения норм и стандартов, установленных для управления финансовой деятельностью центрального правительства.
По завершении проверки Счетная палата направляет окончательное сообщение о результатах всем организациям, подвергшимся проверке, и министерствам, которым они подчиняются. Отчет о результатах проверки направляется в Стортинг отдельным документом следующей осенью после данного финансового года. [7]
Контроль деятельности корпораций
Счетная палата Норвегии проверяет, насколько эффективно осуществляется управление государственной долей в компаниях, и выносит суждение относительно того, соответствуют ли действия министерства в качестве распорядителя государственной долей решениям и целям Стортинга. Контроль деятельности корпораций основан на оценке существенности и риска, связанного с деятельностью каждой отдельной компании. Оценка риска, в частности, связана с осуществлением министерством своих полномочий по реализации соответствующих парламентских решений, касающихся сферы деятельности, корпоративной структуры, управления компании, ее функционального статуса, а также всех комментариев со стороны аудиторов компании. Субъектами контроля деятельности корпораций в настоящее время являются 34 компании с ограниченной ответственностью, находящиеся в полной собственности, 37 компаний с ограниченной ответственностью, находящихся в частичной собственности, 6 государственных предприятий, 5 региональных учреждений здравоохранения, 6 учреждений, созданных в рамках отдельного законодательства, и 26 организаций социального обеспечения студентов. Отчет о результатах проверки направляется в Стортинг отдельным документом, но, начиная с 2004 отчетного года, результаты такой проверки будут включаться в годовой отчет о проверке финансовой деятельности.
Аудит эффективности
Путем систематического анализа экономичности, производительности и эффективности систем в свете решений и целей Стортинга Счетная палата Норвегии получает соответствующую информацию для Стортинга о реализации и эффективности мер, принимаемых правительством, в том числе о том:
а) используют ли правительственные учреждения ресурсы для выполнения своих задач в соответствии с решениями и целями Стортинга;
б) насколько эффективно используются ресурсы и инструменты для выполнения задач, поставленных Стортингом в данной области;
в) соблюдаются ли правила, установленные Стортингом;
г) насколько экономично и эффективно используются правительственными учреждениями средства управления, инструменты и правила при реализации решений и целей Стортинга;