Анализ состояния кредитного менеджмента в ООО «Перспектива» и оценка его ликвидности
Изучение проблемы показало, что кредитный менеджмент является частью финансового менеджмента, специфика заключается в том, что объектом кредитного менеджмента выступают в первую очередь активы, конкретно дебиторская задолженность и все то, что связано с ее формированием, сопровождением и превращением в другие, более ликвидные активы. Поэтому необходимо продолжение изучения, как теоретических проблем кредитного менеджмента, так и его реализация в хозяйственной практике.
Основными направлениями реализации кредитного менеджмента хозяйствующими субъектами являются следующие. Во - первых, необходимо анализировать и внедрять в практику опыт, накопленный за годы реформ коммерческими банками в части кредитования хозяйствующих субъектов. Речь в первую очередь идет о глубоком анализе финансового состояния покупателей продукции, об оценке кредитных рисков и обеспечении товарных кредитов, предоставляемых покупателям продукции. Хорошо зарекомендовавшие себя в банках, эти подходы дадут предприятиям возможность формировать качественные активы.
Во - вторых, следует использовать в полном объеме опыт, уже накопленный российскими предприятиями в части осуществления кредитного менеджмента. Речь идет об изучении предприятия - покупателя с разных сторон, с точки зрения кредитоспособности, положении на рынке, репутации, персонала и т.д. В процессе изучения анализируются технико-экономические обоснования и бизнес - планы покупателя, его учетная политика, собирается информация по линии партнеров, привлекаются обладатели дополнительных данных, такие как кредитные агентства, осуществляется визит на предприятие по его местоположению, где уточняются отдельные факты деятельности.
В - третьих, нужно внедрять в российскую практику наработки в области кредитного менеджмента, уже известные на западе, адаптируя их к российским условиям. Так в рамках существующих финансовых дирекций российских предприятий следует организовать кредитные отделы, как подразделения наделенные исключительным правом решать весь круг вопросов коммерческого кредитования, от поступления кредитной заявки до предоставления коммерческого кредита. Указанные отделы должны действовать в соответствии с «Положениями о кредитных отделах», утверждаемыми дирекцией предприятий и «Описанием кредитной политики», также утверждаемом на этом уровне.
Особо следует отметить, что в процессе реализации кредитного менеджмента должен быть задействован весь арсенал формализованных и неформализованных методов оценки финансового состояния покупателя. Речь идет о расчете финансовых коэффициентов, Z- индексе Альтмана, формуле Дюпона, расчете эффекта финансового рычага, а также о методах идентификации рисков по группам, А - счете и других. Определение кредитоспособности покупателя и предоставление последним обеспечения по товарному кредиту являются обязательным условием коммерческого кредитования.
ЗАО «КОМПАНИЯ БЕЛАЗКОМПЛЕКТ ПЛЮС», по итогам изучения его финансовой отчетности предстало как стабильно работающее предприятие, наращивающее выручку от реализации продукции. Вскрылись и негативные моменты, такие как недостаток ликвидных активов, увеличение доли дебиторской задолженности в текущих активах. Был сделан вывод о необходимости совершенствования кредитного менеджмента, после анализа его состояния на предприятии. Для преодоления проблем предприятию предложена программа реализации кредитного менеджмента, включающая такие составляющие, как организацию кредитного отдела и формирование новой кредитной политики.