Пути развития системы НДС в России
Невозможность получения налогоплательщиками, применяющими специальные режимы налогообложения возмещения из бюджета сумм превышения уплаченного НДС над начисленным приводит к значительной потере ресурсов налогоплательщиков, что в свою очередь, подрывает конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса. Однако также следует указать на то обстоятельство, что возмещение значительных сумм налога из бюджета создает возможности для злоупотреблений стороны крупных налогоплательщиков, перераспределяющих финансовые ресурсы.
-введение системы регистрации лиц в качестве налогоплательщиков
налога на добавленную стоимость.
С момента государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей необходимо создать систему регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС, в рамках которой лицам будут присваиваться отдельные идентификационные номера Налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые в счетах-фактурах. При этом данные реестра налогоплательщиков НДС будут публичными и доступными. Введение специальной регистрации лиц в качестве налогоплательщиков НДС позволит предотвратить возникновение спорных ситуаций в отказе налогоплательщику в предоставлении налоговых вычетов, а также позволит проводить дополнительную проверку достоверности сведений, представляемых налогоплательщиком с целью недопущения неправомерной ликвидации без выполнения всех налоговых обязательств.
- проведение анализа эффективности оптимизации действующего перечня операций, подлежащих освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость;
внедрение современных автоматизированных методов налогового контроля и отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок;
-ежегодное снижение основной ставки (18%) на 1%, начиная с 2010 г., до 13 % в 2014 г. при одновременной отмене льготной ставки (10%);
Поэтапное снижение ставки НДС приведет к увеличению темпов роста инвестиций в экономике за счет высвобождения дополнительных ресурсов предприятий. Повышение оплаты труда на предприятиях будет способствовать ускорению роста доходов населения и потребительского спроса. «замаскированные» предприятия под льготные выйдут из тени, что сократит налоговые преступления.
-сокращение совокупной налоговой нагрузки, приходящейся на субъекты хозяйственной деятельности;
-сокращение совокупной налоговой- нагрузки, приходящейся на потребителей конечной продукции;
-уменьшение тяжести налогообложения, что в конечном итоге будет способствовать расширению налогооблагаемой базы и, следовательно, увеличению поступлений в государственный бюджет;
Проблема снижения налоговой нагрузки для налогоплательщиков является в настоящее время весьма актуальной, поскольку составляет, по оценкам разных экспертов, до 35-40%, в то время как фактическая собираемость налогов только с 2000 г. вышла на максимально возможный уровень с 80 - 85-процентной отметки, наблюдавшейся ранее.
Так, в 1992 г., приняв во внимание рекомендации МВФ, Правительство РФ, выбравшее путь, направленный на ужесточение денежной, кредитной и финансовой политики в целях сокращения темпов роста денежной массы и государственных расходов, основными инструментами регулирования инфляционных процессов избрало такие как рестрикционную монетарную, кредитную и фискальную политику. Исключив немонетарную составляющую инфляции. Правительство пошло на увеличение налоговых ставок, что, в свою очередь, незамедлительно отразилось на росте издержек предприятий, в том числе и в сфере монопольного производства. Далее «снежный ком» только продолжал нарастать: указанные меры привели к еще большему росту цен.
В результате инфляция спроса, первоначально имевшая место в России, переросла в инфляцию издержек.