Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании
Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий - финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.
Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.
Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.
Таким образом, по мнению Г.И. Кравцовой, «… государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности. Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом» [9, с. 205].
В Республике Беларусь правовой основой государственного кредита служат Закон «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь», Закон «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» , закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год, Закон «О бюджете на 2010 год» от 29 декабря 2009 г. № 73-З, Положение о порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов и другие нормативные документы.
Данными документами строго регламентируется предельный объем государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований на очередной финансовый год в Республике Беларусь
Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Отношение внешнего государственного долга к ВВП -16,5% (пороговое значение по национальному стандарту - 20%, по международному -50%); отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг - 1,3% (пороговое значение по национальному стандарту -10%, по международному -25%); отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг -31,8% (при лимите - 220%) [5].
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США [5].
Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, Указ от 18 апреля 2006 года №252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.