Экономическое содержание государственного кредита и его роль в макроэкономическом регулировании
Государственный кредит - самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства. Государственный кредит - важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.
По мнению Ю. С Крупнова, государственный кредит - «… одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заёмщика; аккумуляция свободных денежных средств населения и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заём ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях» [13, с. 42].
При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица - кредиторами. Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.
По мнению Н. Е. Зайца, «…государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд» [27, c. 275].
Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:
· кем являются кредитополучатель и кредитор;
· причинами, по которым государство мобилизует средства;
· местом получения кредита;
· формой оформления кредита;
· методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
· сроками погашения государством своих обязательств;
· степенью риска кредитора и кредитополучателя.
Классификация государственного кредита представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 - Классификация государственного кредита
Признак классификации |
Вид государственного кредита |
По эмитентам |
размещаемые центральными органами управления размещаемые территориальными органами управления |
По месту размещения |
внутренние внешние |
тПризнак классификации |
Вид государственного кредита |
В зависимости от обращения на рынке |
рыночные нерыночные |
По срокам привлечения средств |
краткосрочные среднесрочные долгосрочные |
По обеспечению долговых обязательств |
закладные беззакладные |
По характеру выплачиваемых доходов |
выигрышные процентные с нулевым купоном |
В зависимости от метода определения доходов |
долговые обязательства с твёрдым доходом с плавающим доходом |
В зависимости от обязанностей заёмщика твёрдо соблюдать сроки погашения займа, установленной при его выпуске |
обязательства с правом досрочного погашения без права досрочного погашения |
По методу размещения |
добровольные размещаемые по подписке принудительные |
Источник - [27, с.276] |