Система финансового контроля Российской Федерации
Согласно таблице 1. в рамках реализации полномочий валютного контроля Росфиннадзором в 2008 году проведено 19678 проверочных мероприятий по соблюдению валютного законодательства РФ и актов органа валютного регулирования, в том числе 1432 плановых проверочных мероприятий (7% от общего числа проверочных мероприятий), и 18246 проверочных мероприятий по сообщениям и заявлениям. Протоколам Федеральной таможенной службы России и Федеральной налоговой службы России (93% от общего числа проверочных мероприятий) [44,с.75].
Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
В целом налоговый контроль осуществляется в форме последующего контроля и имеет четко определенную законодательством направленность, а именно обеспечение наполняемости доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. К органам государственного финансового контроля налоговые органы в чистом виде отнести нельзя, поскольку их основная задача - фискальная, а контроль является важной, но вторичной функцией по отношению к основной задаче [27,c.84].В то же время, учитывая тот факт, что большая часть общественных финансовых ресурсов формируется за счет обязательных платежей, налоговые органы составляют неотъемлемое звено в системе государственного финансового контроля.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Федеральная служба страхового надзора осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности: за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности.
Специфические задачи стоят перед Федеральной службой по финансовому мониторингу. В последние годы борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма приобрела общемировое значение. Указанная Служба непосредственно или через свои территориальные органы осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в названной сфере и правомочно привлекать к ответственности лиц, нарушающих это законодательство. Основной объект контроля со стороны Службы - операции (сделки) с денежными средствами и иным имуществом [53,c.1479].
Федеральная служба по финансовому мониторингу в пределах своей компетенции наделена широкими полномочиями. В рамках предварительного контроля она должна разрабатывать и проводить мероприятия по предупреждению нарушений соответствующего ее предмету деятельности финансового законодательства. В области оперативного (текущего) и последующего контроля Служба может проводить в пределах установленной сферы деятельности проверочные мероприятия, а также может запрашивать необходимые для реализации поставленных перед ней задач сведения. Федеральная служба по финансовому мониторингу правомочна пресекать факты нарушения законодательства и применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение или ликвидацию последствий нарушений обязательных требований в указанной сфере [56,c.85].
Важная роль в обеспечении действенного финансового контроля согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации отводится главным распорядителям бюджетных средств [2,c.194]. В области контрольных полномочий главный распорядитель бюджетных средств контролирует получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг. Кроме этого, главный распорядитель бюджетных средств контролирует использование бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств, государственными унитарными предприятиями, которым передана на праве хозяйственного ведения или в оперативное управление собственность соответственно Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Главные распорядители бюджетных средств имеют право проверять подведомственные государственные предприятия и бюджетные учреждения. Распорядители бюджетных средств также контролируют использование бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.