Система финансового контроля Российской Федерации
Система органов государственного финансового контроля
В настоящее время в стране действует не столько система, сколько совокупность независимых друг от друга органов, контролирующих целевое использование бюджетных средств и подчиненных различными органами власти. По данным Главного контрольного управления Президента РФ, только в системе федеральных органов действует 66 контрольных служб и подразделений, обладающих весьма обширными полномочиями. Многие из них имеют подразделения на уровне субъектов РФ, а также федеральных округов. В своем современном состоянии органы государственного контроля хотя и имеют одну цель - отстаивать интересы государства, однако не объединены функционально, не согласованы в части планирования контрольных мероприятий. Тем самым они создают в бюджетно - финансовом поле определенную дезорганизацию государственного финансового контроля.
Структура существующих в стране органов государственного финансового контроля, с точки зрения системного подхода, представлена на рис. 1., в которой отчетливо рассматриваются недостатки действующей в настоящее время системы государственного финансового контроля, а следовательно, и порождаемые противоречия между субъектами контроля. Преодолеть это несоответствие и призвана единая система государственного финансового контроля.
финансовый бюджетный надзор
Рис.1 Органы государственного финансового контроля в России
Из рисунка 1. видно, органы государственного финансового контроля подразделяются на органы федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и органы муниципального уровня. Основная часть контрольных органов, действуя в составе исполнительных федеральных и иных ведомств, является организационно и финансово зависимыми друг от друга. Конкретные полномочия и функции каждого органа устанавливаются при его создании нормативным документом - законом, указом, постановлением, положением о данном органе.
Масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля ведет Счетная палата РФ. Основными задачами Счетной палаты РФ являются [29, с.225]:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих покрываемые за счет средств федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений. Направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.
Динамика контрольных мероприятий проведенной Счетной палатой Российской Федерации за 2006-2008 годы представлена на рисунке 2 [51].
Рис. 2. Динамика контрольных мероприятий проведенной Счетной палатой Российской Федерации за 2006-2008 годы, количество
Согласно рис. 2. в 2006 году Счетной палатой проведено 520 контрольно - ревизионных мероприятий, из них 260 - в рамках непосредственного обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В 2007 году Счетной палатой проведено 551 контрольное мероприятие, из них 282 - в составе комплексов контрольных мероприятий по обеспечению предварительного, оперативного и последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, что соответственно на 31 и 22 больше, чем в 2006 году. В 2008 году было проведено 320 контрольных мероприятий. Итоги деятельности Счетной палаты за три года свидетельствуют об эффективности ее работы по выявлению потерь финансовых ресурсов государства, возврату незаконно израсходованных средств, подготовке предложений по устранению причин существующих недостатков. Это позволяет сделать вывод о том, что Счетная палата стала инструментом, с помощью которого общество реально осуществляет пристрастный аудит своего государства.