Преимущества и проблемы среднесрочного финансового планирования (3-х летнего бюджета)
Влияние политических факторов может вызвать осторожное отношение к внедрению многолетнего бюджетирования как со стороны законодательной, так и исполнительной власти.
Сегодня среди фракций Государственной Думы РФ существуют разные взглядам на проводимую экономическую политику. Различия касаются масштабов государственного вмешательства в экономику, структурной политики, способов погашения внешнего долга и других важнейших пропорций, которые фиксирует многолетний бюджет. Закрепление в многолетнем бюджете на среднесрочную перспективу пропорций, связанных с реализацией той или иной экономической политики, связывает в какой-то степени политические силы, лишает их маневра при рассмотрении годовых бюджетов. Это обстоятельство затрудняет выработку согласованного решения по многолетнему бюджету в сегодняшнем российском парламенте и может усложнить и без того нелегкий процесс принятия годового бюджета, который должен органически вписываться в многолетний. Таким образом, одно из преимуществ многолетнего бюджетирования - облегчение процесса прохождения годового бюджета через утверждение законодательным органом - в России может превратиться в свою противоположность.
С другой стороны, исполнительная власть также проявляет осторожность с внедрением многолетнего бюджетирования. Ее опасения связаны с тем, что многолетний бюджет закрепит расходные обязательства Правительства при неустойчивом характере получения соответствующих доходов для их покрытия.
В странах, применяющих многолетнее бюджетирование, эти проблемы частично решаются тем, что многолетний бюджет не утверждается парламентом в качестве закона, а направляется туда как справочный материал, то есть является не бюджетом, а многолетним финансовым планом. Это облегчает процедуру пересмотра заданных в нем параметров и позволяет избежать излишних политических дебатов. Исключение составляют Англия и США. При этом в Англии многолетний бюджет утверждается парламентом, но, тем не менее, его правовые последствия в будущем сводятся к тому, что проектировки на перспективу являются базой для разработки очередного годового бюджета правительством и его подразделениями.
Еще одной важной политической проблемой является неурегулированность взаимоотношений между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Пока не закончена реформа федеративных отношений и местного самоуправления, в ходе которой должны быть четко разграничены доходные и расходные полномочия всех уровней бюджетной системы, большое количество показателей бюджета не могут эффективно прогнозироваться и планироваться на несколько лет вперед.
Важнейшим организационно-техническим фактором является то, что построение перспективного финансового плана - достаточно трудоемкий процесс. В целом ряде стран он строится в детальной разбивке по функциональной, экономической и ведомственной классификации. Так, например, в Германии доходы приводятся в разбивке по 1200 статьям, расходы - по 8000 статьям, в Австралии расходная часть бюджета охватывает свыше 4000 статей. В Германии, где многолетний бюджет строится в наиболее детализированном виде, только в федеральном Министерстве финансов работой по составлению и корректировке многолетнего бюджета занято порядка 250 человек.