Раздача в рекламных целях и НДС
Во-первых, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" "бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций". Таким образом, в учете находят свое отражение все операции, в том числе гражданско-правовые сделки, и именно в том смысле, который вкладывается субъектом учета. Каковы критерии отнесения имущества, приобретаемого для сдачи в лизинг, на счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности", а не на счет 01 "Основные средства"? Единственным критерием в данном случае является воля приобретателя имущества - если будет сдавать в лизинг, тогда счет 03, будет использовать для собственного производства и управления организацией - счет 01 [7,c.61].
Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета.
В соответствии с требованиями Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, сторона, передающая носители рекламной информации третьим лицам, в учете соответствующие операции отражает как расходы, связанные с осуществлением деятельности организации (например, Дебет 20, 26 Кредит 01,10). Таким образом, рекламирующая сторона не заключает ни с кем договоров по передаче имущества, поскольку смысл данной операции состоит в несении расходов. Если бы рекламирующая сторона ПЕРЕДАВАЛА безвозмездно имущество (на чем настаивают налоговые органы), то это должно бы было найти отражение в учете, поскольку такие операции отражаются посредством использования счетов бухгалтерского учета, связанных с выбытием АКТИВОВ, а не признанием расходов - например, Дебет 91 Кредит 01, 10.
Еще раз хочется отметить, что предопределяющим критерием признания данных операций расходом или передачей имущества является воля передающей стороны. В данном случае проходит аналогия с договором розничной купли-продажи. По договору купли-продажи товар приобретается для бытовых целей. В то же время, если лицо приобретает товар в магазине в розницу, но при этом не ставит в известность продавца, что товар будет использоваться в предпринимательской деятельности, такой договор все равно признается договором розничной купли-продажи, так как воля продавца была направлена на заключение именно такого договора. Так и в вышеописанной ситуации: воля распространителя рекламы не направлена на заключение договора дарения. Если же при этом получатели рекламы решили "поживиться" благом (то есть проявляют интерес именно к материальному благу), то это не меняет существа операции для распространяющей стороны, но должно повлечь соответствующие последствия для получателя рекламы - оприходование безвозмездно полученного имущества, исчисление налоговой базы по налогу на прибыль (ст.250 НК РФ).
Формализм налоговых органов на практике доводит механизм исчисления налоговой базы по НДС до абсурда. Приведем несколько примеров из практики, при возникновении которых налогоплательщикам не приходит в голову начислять НДС с "безвозмездной передачи имущества", однако, исходя из позиции налоговых органов, следовало бы.
Пример 1 "Представительские расходы"
ООО "А" для проведения представительского мероприятия закупает минеральную воду и конфеты. Естественно, после получения данных товаров от продавца указанное имущество становится собственностью ООО "А". Через некоторое время приезжает некий гражданин И.И. Петров для участия в представительском мероприятии и при его проведении выпивает минеральную воду и съедает конфеты. Возникает вопрос: "А перешло ли от ООО "А" к И.И. Петрову право собственности на минеральную воду и конфеты?". Ответ более чем очевиден: "Конечно!". Дальше просто следуем логике налоговых органов - право собственности на имущество перешло от ООО "А" к И.И. Петрову безвозмездно, следовательно, у ООО "А" в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ возникает объект налогообложения НДС в виде стоимости минеральной воды и конфет.