Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Имущественные налоги пока не велики и в отличие от большинства развитых стран занимают скромное место в налоговых поступлениях (в бюджетах субъектов Федерации - 11,3%). Такое положение связано с целым рядом факторов, среди которых на первом месте сложности с оценкой объектов налогообложения.[19,29]
Темп роста земельного налога в 2010 г. составил 109%, тогда как в 2008 г. составлял 106,8%. Медленный темп роста земельного налога обусловлен рядом причин.[13,1]
Основной причиной недопоступления земельного налога является перевод землепользователей на арендные отношения. Так, в соответствии с требованием п.2 ст.3.1 ФЗ от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» юридические лица обязаны были переоформить право постоянного пользования земельными участками на право аренды земельных участков или их приобретения в собственность по своему желанию. Переоформление юридическими лицами права пользования земельными участками на право аренды, а не на праве собственности, приводит к снижению налоговой базы по земельному налогу, а, следовательно, и к снижению налоговых поступлений в бюджет.[3]
Другой не менее существенной причиной является применение ежегодной индексации ставок земельного налога, в связи, с чем многие организации и физические лица не способны уплачивать в полном объеме земельный налог.
В разрезе отраслей экономики за 2010 г. основная доля поступлений налогов и сборов обеспечена за счет следующих отраслей: здравоохранения и предоставления социальных услуг - 471968 тыс. руб. или 17%, оптовая и розничная торговля - 439573 тыс. руб. или 16%, гостиницы и рестораны - 434346 тыс. руб. или 16%, строительства - 293070 тыс. руб. или 10%, тогда как в 2008 - 2009 г.г. основная доля поступлений была обеспечена за счет таких отраслей: здравоохранение и предоставление социальных услуг - 250478 тыс. руб. или 15%, строительство - 229820 тыс. руб. или 14%, оптовая и розничная торговля - 222130 тыс. руб. или 13%, гостиницы и рестораны - 182274 тыс. руб. или 11%.
За период 2008 - 2010 г.г. темпы роста налоговых поступлений по отраслям экономики составили: по здравоохранению - 188,4%, по строительству - 127,5%, по оптовой и розничной торговле - 197,8%, по гостиничной и ресторанной отрасли - 238,2%.
Следует отметить, что поступления от налогоплательщиков гостиничной отрасли составляют наибольшую долю в объеме поступлений налоговых платежей, это связано с тем, что экономика города имеет сезонную выраженность.
Выполнение бюджетного назначения во все уровни бюджета составило 112,6%. При плане 2433529 тыс. руб. налоговые поступления на 01.01.2008 г. составили 2741388 тыс. руб. Выполнение задания по мобилизации налогов и сборов в бюджет за 2008 - 2010 г.г. приведено в таблице №6(Приложение 3).
Задание по поступлению налогов и сборов в федеральный бюджет в 2010 г. выполнено на 103,3% (план - 476033 тыс. руб., факт - 491786 тыс. руб.), тогда как в 2008 г. задание было выполнено на 109,7% (план - 236694 тыс. руб., факт - 259653 тыс. руб.), в консолидированный бюджет субъекта РФ выполнено на 123,5% (план - 1260926 тыс. руб., факт - 1557244 тыс. руб.), в местный бюджет выполнено на 105,4% (план - 656886 тыс. руб., факт - 692358 тыс. руб.).
Оценивая прирост налоговых поступлений за 2008 - 2010 г.г. можно сказать, что прирост произошел как по причине роста объемов производства в экономике края, так и в результате усиления мер налогового администрирования и изменения в законодательстве.