Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех уровней.
Первоочередной задачей использования бюджета является наполнение его доходной части. В связи с этим, должно обеспечиваться не только поступление доходов в бюджет в полном объеме, но и их ритмичное поступление, позволяющее осуществлять непрерывное финансирование расходов. Поэтому выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого района в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества.[45,25]
Совершенствование межбюджетных отношений - одна из центральных задач в деятельности финансовых органов. В ней коренные изменения вызваны принятием 6 октября 2006 года Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».[34,22]
Таким образом, финансовые органы нашего региона стали пионерами претворения в жизнь очень важного для современной России законодательного акта. Именно закон о местном самоуправлении, по сути, революционно повлиял на содержание межбюджетных отношений, в сторону их коренных, принципиальных изменений. Первое новшество - поменялось число уровней бюджетов: вместо ранешних трех, стало четыре - к бюджету Российской Федерации, бюджету края, бюджетам муниципальных районов добавились бюджеты сельских поселений.
С 1 января 2009 года каждое поселение утверждает и исполняет свой бюджет. То есть, на местах встала принципиально новая задача - самостоятельно зарабатывать средства в виде налоговых и неналоговых доходов для финансирования собственных бюджетных расходов. Как видно, налицо кровная заинтересованность всех жителей поселений в высоко эффективной финансовой отдаче.
Подкрепляя самостоятельность поселений, государство на постоянной основе закрепило, что в их бюджеты должны поступать:
налог на имущество физических лиц - 100%;
земельный налог - 100%;
налог на доходы физических лиц - 10%;
Естественно, в новых условиях перед руководителями и финансовыми службами поселений, муниципальных образований остро встала задача по увеличению доходов бюджета. Ее успешная реализация невозможна без развития собственной налоговой базы, выявления и сбора налогов от хозяйствующих субъектов, находящихся на соответствующей территории. Наполняемость каждого из бюджетов во многом теперь зависит от того, как сработает руководство муниципального района или поселения.
В результате работы налоговых органов за 2008 - 2010 годы в бюджетную систему Российской Федерации поступило 8,6 трлн. руб., из которых 6,648 млрд. руб. составили поступления Краснодарского края.
Динамика налоговых поступлений в бюджеты всех уровней за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №1 (Приложение 1).[11,1]
В 2010 году заметно снизились темпы роста поступления налогов, контролируемых Федеральной налоговой службой, оказавшись самыми низкими за последние три года. Так, если в 2008 г. налоговые доходы выросли на 29,2% или на 376869 тыс. руб., в 2009 г. - на 34,3% на 572140 тыс. руб., то в 2010 г. - только на 22,4%, что составляет рост всего на 501595 тыс. руб. При этом налоговые доходы федерального бюджета в 2010 г. и 2009 г. выросли только на 16,7% (на 70652 тыс. руб.) и 15% (на 54614 тыс. руб.) соответственно, тогда как в 2008 - на 41,2% (на 106957 тыс. руб.). При этом если в 2008 г. темпы роста доходов федерального бюджета опережали темпы роста доходов консолидированного бюджета субъектов Федерации, то в 2010 г. наблюдалась противоположная тенденция: доходы консолидированного бюджета регионов выросли опережающими темпами.