Динамика поступлений прямых налогов в бюджет
Резко увеличились темпы роста налоговых доходов местных бюджетов. В 2010 г. они составили 124% (692358 тыс. руб.) против 103,9% (9410571 тыс. руб.) в 2008 г. и 136% (558357 тыс. руб.) - в 2009 г.
Изменения в темпах роста поступлений в федеральный бюджет и консолидированный бюджет субъекта Федерации обусловили изменения в пропорциях распределения налоговых доходов между этими бюджетами: в 2010 г. доля федерального бюджета снизилась до17,9% против 18,8% - в 2009 г. и 21,9% - в 2008 г.[12/1]
Одним из важнейших факторов замедления роста налоговых поступлений 2010 г. является чрезвычайно высокий рост доходов предыдущего периода, связанный с проведенными налоговыми проверками крупных налогоплательщиков. Однако и изменения налогового законодательства 2009 г. сыграли свою роль.
Динамика поступления прямых налогов в бюджет за 2008 - 2010 годы представлена в таблице №2 (Приложение 2).
Из приведенных данных видно, что лидером поступлений является налог на прибыль организаций. Темп роста налога на прибыль организаций в 2010 г. снизился до 107,7%, тогда как в 2008 и 2009 г.г. составил 137%.
Замедление темпов роста налога на прибыль можно объяснить тем, что с 1 января 2009 г. налогоплательщики имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов, понесенных в случае достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Довольно существенно расширен перечень материальных расходов и внереализационных расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, введен новый порядок снижения налоговой базы при внесении средств в уставный капитал организаций, расширение перечня доходов, не учитываемых при расчете налоговой базы.[21,23]
Наиболее существенным изменением законодательства можно считать положение о том, что теперь налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытков прошлых лет без ограничений, при этом такое уменьшение можно производить уже по итогам отчетного периода, не дожидаясь конца года. С 2010 г. налогоплательщики получили право на применение 10-процентной амортизационной премии при реконструкции основных средств. Снижены до одного года сроки списания расходов на НИОКР, в том числе и по НИОКР, не давшим положительного результата. Данные изменения произведены для стимулирования инвестиционной деятельности предприятий в особых экономических зонах, а в дальнейшем будет рассмотрен вопрос об изменении порядка переноса убытков на будущее в отношении всех налогоплательщиков.
Налог на доходы физических лиц имеет ярко выраженную социальную направленность, которая реализуется последовательным из года в год увеличением величины налоговых вычетов и снижением ставок для отдельных категорий граждан.[17,59]
За анализируемый период 2008 - 2010 годы показатель поступления налога на доходы физических лиц увеличился на 312706 тыс. руб. или на 165,7 %. Достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями, а также рост сознательности налогоплательщиков, желающих получать официальные доходы. В конечном счете, показатели легализации теневых операций налогоплательщика становится рост доходов бюджетов, прежде всего территориальных, и государственных внебюджетных фондов. Значит, растут их расходные возможности, направленные на повышение уровня и качества жизни населения.