Правовой статус денег в государстве на примере РФ
Что касается уплаты в бюджете неналоговых платежей, то такая уплата в основном подчиняется гражданско-правовым правилам. Это объясняется тем, что большая часть отношений по уплате неналоговых платежей осуществляется в рамках гражданского правоотношения и, соответственно, охватывается гражданско-правовым регулированием. Соответственно, на эти отношения непосредственно распространяется ст. 861 ГК РФ. Это касается уплаты в бюджеты арендной платы, оплаты услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, средств, поступающих в бюджет в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, и др.
Почти все виды безвозмездных и безвозвратных перечислений также возможны только в безналичном порядке. Исключением являются денежные пожертвования в бюджеты от физических лиц.
Таким образом, в рамках финансового, как и гражданского, правоотношения банкноты и монеты Банка России не обладают универсальным свойством быть обязательно принятыми в качестве платежей на всей территории РФ. В сфере финансово-правового регулирования банкноты и монеты Банка России обладают свойством быть безусловно принятыми при осуществлении всех видов платежей лишь физическими лицами. В целом можно сказать, что фактически в сфере финансовых правоотношений банкноты и монеты Банка России обладают свойством быть обязательно принятыми в качестве платежей лишь в тех случаях, когда возможность таких платежей не запрещается и не ограничивается законодательством РФ и нормативными актами ЦБ РФ.
В связи с этим ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", устанавливающие банкноты и монеты Банка России как законное средство наличного платежа, не выдерживают критики с точки зрения определения их свойства быть обязательно принятыми на всей территории РФ.
Итак, в сфере финансово-правового регулирования безналичные деньги функционируют наряду с наличными. Это в том смысле, что они имеют свое пространство функционирования и обязательны к приему в качестве платежей тогда, когда их использование предписано законодательством РФ. Следовательно, аналогично сфере гражданско-правового регулирования, в сфере финансово-правового регулирования законным средством платежа сегодня следует признавать не только наличные, но и безналичные деньги, выраженные в рубле как денежной единице.
Возникает вопрос: почему законодатель в ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" при условии реального существования безналично-денежного обращения ограничил сферу законного платежного средства только наличным платежом? Этому есть по крайней мере две причины.
Во-первых, как свидетельствует история, в сферу денежного обращения в наибольшей мере всегда вносил дезорганизацию сегмент налично-денежного обращения. Именно наличные деньги, эмитируемые государством, весьма часто подменялись денежными суррогатами. А то и вообще игнорировались введением других денежных единиц. Таким образом, сфера налично-денежного обращения всегда требовала от государства особых усилий по ее организации.
Во-вторых, право денежной эмиссии является суверенным правом государства. Как правило, все суверенные права государства имеют материальные формы реализации и в этом смысле являются манифестацией государственного суверенитета. В связи с этим эмиссия наличных денег и признание именно их законным средством наличного платежа имеют и непосредственно политико-правовое значение.
Представляется, что, устанавливая понятие "законное средство наличного платежа" в ст. 30 ФЗ "О Центральном Банке РФ (Банке России)", законодатель акцентировал следующую мысль: банкноты и монеты Банка России, а не какие-либо другие наличные деньги (с экономической точки зрения) обязательны к приему на всей территории РФ. В этом смысле "законное средство наличного платежа", данное в ст. 30 вышеназванного Закона, призвано упорядочить денежное обращение в стране таким образом, чтобы банкноты и монеты Банка России были гарантированы максимально. Неслучайно ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" содержатся в главе 6 этого Закона, которая называется "Организация наличного денежного обращения".
С учетом всего вышеотмеченного, ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" должна быть откорректирована. По крайней мере, часть 2 ст. 30 Закона должна быть исключена. В таком случае акцент в статье будет перенесен на существование банкнот и монет Банка России, которые являются законным средством наличного платежа и обеспечиваются всеми активами Банка России. Представляется, что такая редакция ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" будет соответствовать реальности и выделять банкноты и монеты Банка России в системе средств наличного платежа на территории РФ.