Правовой статус денег в государстве на примере РФ
В целом можно сказать, что понятие "законное платежное средство" в финансово-правовом смысле, так же как и в гражданско-правовом, ценно тем, что способно выполнить функцию определения имущества, обязательного для принятия кредитором в целях прекращения финансово-правового обязательства Точкой отсчета для определения понятия "законное платежное средство" применительно к сфере финансово-правового регулирования являются ст. ст. 29 и 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)".
Как уже отмечалось, ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", будучи не узкоотраслевым, а общеправовым законом, ввел понятие "единственное законное средство наличного платежа", которым охватываются банкноты и монеты Банка России.
Можно было бы утверждать, что применительно к сфере финансово-правового регулирования понятие "законное платежное средство" идентично понятию "законное средство наличного платежа". Однако формальной логики в данном случае недостаточно. Необходимо исследовать вопрос по существу. Представляется, что ключевым индикатором определения понятия "законное платежное средство" применительно к сфере финансово-правового регулирования должна явиться его характеристика как средства, обязательного к приему на всей территории РФ. Такой вывод следует из анализа ст. 140 ГК РФ и ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", где главным признаком законного платежного средства или "законного средства наличного платежа" назван признак обязательности его приема на всей территории РФ Научный анализ показывает, что в этой сфере финансово-правового регулирования, так же как и в сфере гражданско-правовых отношений, наличные деньги, эмитируемые ЦБ РФ, т.е. банкноты и монеты Банка России, не обладают свойством быть обязательно принятыми при осуществлении всех видов платежей.
Прежде всего, согласно п. 3 ст. 58 НК РФ "уплата налога производится в наличной или безналичной форме". Однако из этого положения не следует, что налогоплательщик может выбирать форму уплаты налога наличными деньгами или в безналичном порядке. Более того, из этой статьи не следует, что уплата налога наличными деньгами всегда возможна по той причине, что наличные деньги как законное средство наличного платежа (ст. 30 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)") должны быть обязательно приняты при осуществлении любого, в том числе налогового, платежа.
Финансовое право, регулируя финансовые отношения как вторичные, производные от товарно-денежных, регулируемых гражданским правом, логически принимает и платежные правила, установленные в гражданском законодательстве. Иной порядок, построенный на индивидуально-отраслевых структурах расчетов, вносил бы путаницу в организацию всего платежного оборота. В частности, в п. 2 ст. 861 ГК РФ установлено: "расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, должны производиться в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом". Что касается последней части этой статьи, то такие расчеты, как известно, возможны в рамках лимита расчета по одной сделке, устанавливаемого ЦБ РФ.
При уплате налога юридическим лицом образуется налоговое расчетное правоотношение между ним и кредитной организацией, являющейся юридическим лицом. Соответственно, по логике гражданского законодательства оно (расчетное правоотношение) должно осуществляться в безналичном порядке. Налично-денежные налоговые платежи между юридическими лицами (организацией-налогоплательщиком и банком) сегодня невозможны как фактически, так и юридически. Во-первых, потому, что согласно ст. 861 ГК РФ налично-денежные расчеты между юридическими лицами, как уже отмечалось, возможны только по сделкам и в пределах определенных сумм. Уплата налога, как известно, не является сделкой. Во-вторых, потому, что осуществление платежей юридическими лицами наличными деньгами ограничивается кассовым лимитом, устанавливаемым для каждого хозяйствующего субъекта в расчете на один день. Поскольку размер этих средств относительно невелик, постольку существует еще один довод в пользу того, что уплата налогов за счет наличных денежных средств фактически невозможна. Следует обратить внимание и на тот факт, что в совместном письме ЦБ РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 12 ноября 2002 года N 151-Т ФС-18-10/2 было прямо указано, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством РФ.