Оценка налоговых последствий лизинговых операций
Лизинговые платежи всегда приравниваются к ренте, которую должен включить в обязательный доход лизингодатель. Однако, Налоговое Управление никогда не позволит лизингополучателю полностью вычесть из облагаемого дохода арендную плату и не успокоится, пока соглашение не будет настоящим лизингом, а не завуалированной покупкой оборудования или обеспеченной ссудой.
Теперь уже осознан тот факт, что лизинговая форма инвестиций - это не просто способ вложения средств в развитие реального производства, но и новая для нашего рынка эффективная схема финансирования. Но если лизинг строится его участниками на налоговой основе, то происходит снижение налоговых поступлений в бюджет по сравнению с традиционным кредитным финансированием капиталовложений. Среди экономистов нет однозначного мнения по поводу льготного налогового режима по лизингу.
Показатели бюджетной эффективности отражают финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджета. Методы оценки бюджетной эффективности, в принципе, те же что и для определения коммерческой эффективности. Если считать, что эффективность лизинга зависит только от перераспределения налоговых льгот, то так или иначе, упраздняй налоговые льготы по лизингу или усиливай их, все равно общая эффективность лизинга (складывающаяся из коммерческой и бюджетной эффективности) равна нулю. Любое увеличение налоговых льгот участникам лизинга оборачивается точно таким же снижением налоговых поступлений в бюджет (и наоборот). Такой вывод основывается на представлении лизинга исключительно как финансового инструмента. Предполагается, что перераспределение созданной в ходе производства стоимости, как бы, не имеет прямого отношения к самому производству. С этой точки зрения, для правительства не имеет значения каким способом (лизингом или прямым кредитованием) финансируется производственный проект, а значит и налоговые льготы по лизингу необходимо упразднить. Однако, в действительности, льготный налоговый режим по лизингу отражается на производственной эффективности арендатора. Эта взаимосвязь обнаруживает непосредственное отношение лизинга к производству, а значит и льготный налоговый режим для лизинга требует углубленного изучения. Государственная фискальная политика в отношении лизинга - это предмет дискуссии в которой до настоящего времени не найдено компромисса.
Наиболее часто высказываемые аргументы в пользу предоставления налоговых льгот.
Чем обоснованы налоговые льготы по лизингу?
Во-первых, лизинг рассматривают как один из способов развития производства, имея при этом в виду производственную эффективность арендатора. Лизинговый механизм обуславливает снижение лизингодателем стоимости арендуемых основных фондов с целью выполнения критерия эффективности аренды, в сравнении с кредитом, для арендатора. Увеличение суммы финансирования при лизинговой форме капиталовложений имеет непосредственное отношение к производственной эффективности арендатора. И в этом роль лизинга для интенсификации инвестиционного процесса трудно переоценить.
Во-вторых, с точки зрения государства, важным в лизинге является то, что лизинговая форма капиталовложений способствует переориентации кредитной деятельности на нужды производства. Финансовые, в частности банковские, круги находят, что лизинг снижает отдельные факторы инвестиционных рисков по сравнению с другими формами финансирования и открывает доступ к получению налоговых льгот.