Косвенное налогообложение за рубежом
Иногда называют несколько групп товаров и услуг, которые составляют так называемые «стандартные освобождения от уплаты НДС» (standard exemptions). В эти группы входят: почтовые услуги, медицинская помощь, стоматологическая помощь, благотворительные работы, образовательные услуги, некоммерческая деятельность некоммерческих организаций, услуги в области культуры и искусства, операции страхования перестрахования, сдача в аренду недвижимого имущества, финансовые услуги, лотереи и игорный бизнес, операции по продаже земли и зданий. Если рассматривать последствия освобождения реализации некоторых видов товаров и услуг, то следует обратить внимание на широко распространенную точку зрения о снижении налогового бремени с помощью введения освобождения. Такое утверждение правомерно только в случае, если покупателем является конечный потребитель либо продавец, реализующий освобожденные товары и услуги, закупает только не налогооблагаемые товары. При наличии входящих налогооблагаемых потоков освобождение от уплаты НДС приводит к увеличению налогового бремени на предприятие вследствие невозможности отнести на уменьшение общих налоговых обязательств суммы уплаченного НДС.
Вывод. Проблемы модернизации косвенного налогообложения применительно к налогу на добавленную стоимость, в настоящее время являются актуальными для Российской Федерации. Споры и разногласия о целесообразности его взимания, порядке исчисления обязательств, величине ставок, объеме и структуре льгот подтверждают актуальность проблемы. Налог на добавленную стоимость, возникший в Европе, получил широкое распространение в мировой налоговой практике. Теоретические аспекты косвенного налогообложения, налогового администрирования, а также, исследование и анализ мирового опыта являются основными источниками информации по модернизации налога на добавленную стоимость в российской налоговой системе.
Базовой основой хозяйственной деятельности во всех странах являются единые принципы, позволяющие стимулировать экономическое развитие, воздействовать на эффективность производства и повышать уровень благосостояния населения. В России же, для стимулирования экономической деятельности предоставляются определенные налоговые льготы через специальные налоговые режимы, при которых возможен вариант уплаты единого налога. Но при применении специальных налоговых режимов, у организаций возникает проблема возмещения налога на добавленную стоимость. С другой стороны с помощью специальных режимов налогообложения, применимых только для предприятий малого бизнеса, крупные предприятия оптимизируют налог на добавленную стоимость за счет перераспределения финансовых потоков на аффиллированные малые предприятия, достигая частичной экономии или отсрочки уплачиваемого в бюджет налога. В связи с этим, малый бизнес стал одним из самых проблематичных секторов экономики, что обусловливается его использование не для повышения благосостояния среднего класса, а в целях налогового планирования.
Применение нескольких ставок НДС затрудняет процесс переложения налога на конечного потребителя, усложняет финансовую и налоговую отчетность, приводит к росту вероятности совершения ошибок и возникновению высоких издержек администрирования, и как следствие, является менее эффективной, чем применение единых ставок. В то же время единая ставка НДС упрощает соответствующее переложение данного налога, снижая при этом налогоплательщикам и агентам возможности минимизации налоговых выплат. Унификация налоговой системы облегчает администрирование НДС и обеспечивает справедливость его взимания.