Косвенное налогообложение за рубежом
В современной налоговой системе большинства стран мира налог на добавленную стоимость является одним из важнейших налогов, обеспечивающих стабильные поступления доходов в государственный бюджет.
Во многих государствах НДС является федеральным налогом, т.е. его ставки, порядок исчисления и уплаты определяются исключительно центральным органом власти. В таблице 4.2. приложения указаны ставки НДС в государствах, использующих косвенное налогообложение.
В Германия НДС является федеральным налогом, а за его поступление в федеральный бюджет отвечают региональные органы власти Распределение доходов от налога на добавленную стоимость производится пропорционально численности населения в субъектах федерации, а также производятся дополнительные платежи в пользу восточных земель.
Бразильская налоговая система предусматривает различные ставки НДС для продаж товаров и услуг внутри штатов и между штатами. Более того, правительство взимает НДС только с оптовых сделок между предприятиями в разных штатах, в то время как правительства штатов взимают налог со сделок внутри штата, включая розничную торговлю. Такая система приводит к большим сложностям в налоговом администрировании, а также в отношениях между штатами. С принятием конституции в Бразилии на уровень штатов и муниципалитетов были переданы значительные налоговые полномочия. База субнациональных налогов на добавленную стоимость была расширена, а субнациональные органы власти получили возможность устанавливать дифференцированные ставки. Таким образом, если для большинства федеративных государств характерна тенденция к централизации полномочий по администрированию налога на добавленную стоимость и снижению количества налоговых ставок, для Бразилии характерны противоположные тенденции.
В Мексике администрирование НДС находится в сфере ответственности региональных органов власти а региональная доля в налоговых поступлениях составляет около 20%. Распределение доходов от НДС в Мексике неоднозначно, а ставка отчислений в бюджет штата зависит в том числе от налоговых усилий региональных властей, которые определяются как отношение прироста поступлений налога с территории штата к общему приросту поступлений НДС по стране.
Реализация услуг в законодательстве государств, взимающих налог на добавленную стоимость, обычно определяется как любая реализация за исключением реализации товаров и реализации земли. Необходимость различения между товарами и услугами проистекает из различия порядка определения налоговых обязательств по этим категориям. В частности, факт экспорта или импорта товаров устанавливается как момент пересечения таможенной границы страны, что не может быть использовано в отношении услуг, для которых более важное значение имеют регистрация поставщика услуг и место оказания услуг.
Традиционно считается, что взимание налога на добавленную стоимость и налога с розничных продаж применительно к услугам является сложной задачей с точки зрения администрирования. Так, как услуги оказываются на финальных стадиях производственного цикла, в их оказании могут принимать участие многочисленные предприятия» малого бизнеса. Дополнительным фактором, осложняющим налогообложение услуг, является их смешанное и достаточно широкое использование одна и та же услуга может быть оказана как в целях промежуточного, так и конечного потребления; может быть поставлена как на экспорт, так и на внутреннее потребление. Нередко разграничить эти на правления не представляется возможным, особенно если речь идет о транс портных, банковских, рекламных, юридических, телекоммуникационных услугах. Хотя система налога на добавленную стоимость и снимает некоторые из перечисленных проблем, сфера услуг остается наиболее уязвимой для уклонения от уплаты НДС. Во многих странах ЕС не существует единого подхода к налогообложению услуг. Особенно это касается услуг пассажирского транспорта, развлекательных услуг, а также услуг гостиниц и ресторанов. Тем не менее, рекламные услуги, телефонная связь и индивидуальные услуги облагаются по стандартной ставке.