Методы налогового контроля по налогу на добавленную стоимость и способы уклонения от уплаты НДС
Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Таким образом, максимальная экономия, которую могут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. при ставке НДФЛ 13%. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году.
Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право принимать к вычету НДС по авансовым платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. Ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов. Эта мера позволила компаниям упорядочить уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно несут расходы. С другой стороны, данная поправка может привести к ряду проблем для тех покупателей, которым будет сложно соотнести авансы с конкретными товарами, работами или услугами.
Отменен НДС при ввозе технологического оборудования. По ранее действовавшим правилам российские компании могли получить освобождение от уплаты таможенного НДС со стоимости технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. С начала текущего года от уплаты таможенного НДС освобождается ввоз такого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в России, - по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Упрощен порядок подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров. Компании-экспортеры получили право представлять в налоговые органы не таможенные декларации, а реестры таможенных деклараций, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с отметками таможенных органов. Это должно облегчить процесс представления документов и сократить число отказов в возмещении НДС из-за формальных недостатков в таможенных декларациях. Также увеличен на 90 дней, то есть до 270 дней срок представления документов для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров. Однако это временная мера - увеличенные сроки будут действовать в отношении операций с товарами в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.
Изменения произошли и в упрощенной системе налогообложения:
С 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Пониженные ставки могут быть установлены в отношении тех компаний, которые платят налог с прибыли, если ее нет, то и ставка налога на прибыль, и льготы по нему значения не имеют. Но пока ситуация складывается так, что о прибыли подавляющему большинству российских предприятий приходится лишь мечтать.
В области налогового контроля, уточняются виды решений, принимаемых руководителями налоговых органов в отношении возмещения НДС. В том числе прямо предусматривается вынесение решений о частичном возмещении заявленного к возврату из бюджета НДС. Хотя технически такая возможность существовала и ранее, теперь такие решения должны, по мнению законодателей, получить более широкое распространение и облегчить возмещение бесспорной части НДС. Наконец, положения Налогового кодекса дополняются рядом процессуальных гарантий для налогоплательщиков. Устанавливается, в том числе запрет на использование налоговыми органами доказательств, полученных с нарушением положений Налогового кодекса.
В целом же все эти меры показательны в одном: соглашаясь поддержать российские компании снижением ставок по отдельным видам налогов, предоставлением налоговых льгот, таможенными мерами, правительство категорически отвергает возможность корректировки налоговой политики. Целиком ориентированная на бюджетные цели налоговая политика последних лет продолжает считаться неприкосновенной и в кризисный период. Налоговая политика должна выполнять не только краткосрочную фискальную функцию, но и регулирующую, стимулируя рост эффективности и масштабов отечественного производства.
Рассмотрим недостатки в организации внутреннего контроля НДС. Несмотря на то, что камеральная налоговая проверка является самым действенным методом налогового контроля, она имеет ряд следующих недостатков: 1. Небольшой период проведения - камеральная проверка длится 3 месяца, начиная от даты представления декларации по НДС в налоговый орган. В данном случае стоит учитывать, что датой представления декларации в налоговый орган является дата отправки декларации по почте либо дата представления декларации лично. В случае отправки по почте данная налоговая отчетность придет в налоговый орган только через 5-6 рабочих дней (если без задержек), а это минус примерно 10 календарных дней от камеральной проверки. Далее декларацию должны зарегистрировать и ввести все данные. Эту функцию выполняет отдел ввода и обработки данных. Согласно внутреннему регламенту сроки ввода данных составляют 7 рабочих дней с момента получения декларации, а это минус 9 календарных дней от камеральной проверки. Итого почти на 20 календарных дней или на 20 % уменьшаются сроки выполнения контрольных мероприятий.