Слабости текущей модели

. Проблемы в сфере лизинга недвижимости

Компании, желающие работать в секторе недвижимости, сразу же сталкиваются со сложностями при оформлении собственности на землю - в соответствии с Законом "О лизинге" земельные участки не могут быть переданы в лизинг. При этом по действующему законодательству отчуждение зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком. Как следствие перед проведением сделки приходится оформлять долгосрочную аренду земли (до 49 лет). В результате сделки финансовой аренды с недвижимостью становятся более запутанными, дорогостоящими и проблематичными, особенно для малых предприятий, которые наиболее в них и нуждаются.

Также отсутствует нормативная база, регулирующая вопросы государственной регистрации договоров лизинга недвижимого имущества. Применяемая по аналогии нормативная база в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не учитывает многих аспектов лизинга как разновидности инвестиционной деятельности.

. Отчетность лизинговых компаний

Излишнюю нагрузку в деятельности лизинговых компаний создает большое количество предоставляемой отчетности в различные государственные регистрирующие и контролирующие органы. При этом лизинговые компании не обязаны составлять отчетность по МСФО, что снижает уровень финансовой прозрачности рынка.

. Транспарентность компаний

Многие лизинговые компании в настоящий момент недостаточно прозрачны. Зачастую на официальных web-сайтах компаний отсутствует бухгалтерская отчетность в открытом доступе. По данным за 2006 год, всего лишь 30% компаний составляли отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности.

Мало используется лизинговыми компаниями и такой показатель прозрачности и надежности, как получение индивидуальной рейтинговой оценки. Индивидуальный рейтинг надежности, присваиваемый независимой компанией (рейтинговым агентством), является общепринятым источником информации о рисках того или иного финансового института. Рейтинговая оценка отражает экспертное мнение относительно кредитоспособности и надежности лизинговой компании, качестве управления рисками в компании и устойчивости ее рыночных позиций.

В России практика аккредитации рейтинговых агентств пока отсутствует. Вместо этого в отдельных нормативных документах приводится список агентств, чьи рейтинги могут использоваться (в документах ЦБ РФ этот список, как правило, закрытый и включает три американских рейтинговых агентства).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Лизинговый рынок быстро восстанавливается - благодаря росту спроса и активным продажам лизингодателями своих услуг, и вопреки угрозам законодательных изменений - самых негативных за всю историю его развития в России.

Восстановление продолжается: объем новых сделок на рынке лизинга за 9 месяцев 2010г. вырос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009г. Сумма вновь заключенных сделок по итогам 9 м. 2010 г. составила 420 млрд руб. (за 9 м. 2009г. - 185 млрд руб.). Факторами восстановления рынка, как в 1 полугодии 2010г., стали стабилизация в экономике, рост доступности финансирования и эффект "низкой базы" после сокращения рынка в 2009 г. Совокупный лизинговый портфель увеличился на 7% и составил 1040 млрд. руб.

Без стабильности не жить: для развития лизингового рынка необходимо по крайней мере неухудшение законодательной базы и ситуации в экономике. Лизинг чрезвычайно чувствителен к стабильности в экономике, поскольку связан с длительными инвестиционными проектами. В 2009 году наблюдалась одновременно как нестабильность в экономике, так и негативные изменения правовой базы по лизингу (отмена ускоренной амортизации 1-3 групп имущества), что обусловило серьезный спад рынка. В 2010г. Минфин предложил поставить под сомнение применение повышающих коэффициентов к норме амортизации уже в отношении любых видов имущества. Отмена ускоренной амортизации, приведет не только к снижению спроса на лизинг, но и критическим затруднениям в работе бэк-офиса лизинговых компаний.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню сайта