Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2010 года
Предложение отмены ускоренной амортизации может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. С другой стороны, возможно, Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. На наш взгляд, обе предпосылки спорны.
Во-первых, принятые ранее законодательством льготы по отношении к лизингу были введены не случайно, и существующий уровень износа основных средств в экономике (45,3% на конец 2008 года по данным Росстата) свидетельствует, что отменять их еще очень рано.
Во-вторых, согласно результатам исследования, 92% лизинговых компаний не применяют в своей деятельности амортизационную премию. К тому же необходимо отметить, что для лизинговых сделок длительностью менее 5 лет применение амортизационной премии в принципе экономически не целесообразно. На наш взгляд, отмену ускоренной амортизации нельзя допустить.
Во-первых, существенно затормозится процесс обновления основных фондов в стране, лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться к новым условиям работы. Однако у России просто нет на это времени. Мы уже отстаем на десятки лет по уровню технологического развития от ведущих стран мира, и дальнейшее промедление в развитии - прямой путь к деградации экономики и дезинтеграции страны.
Во-вторых, предположив отмену ускоренной амортизации, Минфин не предлагает никаких эквивалентных дополнительных инструментов для стимулирования инвестиционного процесса. Введенная амортизационная премия на уровне 30% доступна далеко не всем субъектам экономики (поскольку у многих может не хватить выручки для ее применения). В случае применения премии покупателю оборудования придется держать его на своем балансе не менее 5 лет, так как при продаже ранее этого срока премию придется восстановить. Наконец, пока еще невозможно оценить эффект от введенной амортизационной премии в связи с малым сроком ее применения.
В-третьих, ухудшение условий работы лизинговых компаний повлечет снижение их кредитоспособности, вследствие чего российским банкам придется массово создавать резервы по займам этим компаниям. Качество кредитного портфеля в сотни миллиардов рублей резко ухудшится, что самым негативным образом повлияет на начавшийся рост банковского сектора.
В-четвертых, если обратиться к международному опыту, то видно, что ускоренная амортизация имеет самое широкое распространение. По данным АЕБ, этот инструмент применяется в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах и других странах. Везде, где есть инновационная экономика - как правило, применяется ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из налоговых преференций, а участвует наравне или с дополнительными налоговыми льготами. На этом фоне России лишать собственную экономику возможности обновлять основные фонды и наращивать конкурентоспособность, по меньшей мере, недальновидно.
Наконец, в-пятых, получив крайне небольшой эффект от увеличения налоговых сборов на горизонте в один-два года, бюджет впоследствии потеряет существенно больше возможных поступлений. Это будет обусловлено уменьшением уплачиваемого лизингодателями НДС, а также снижением налоговой базы, которую могли бы сформировать новые рабочие места и вновь произведенная продукция на купленном в лизинг оборудовании.