Факторный анализ прибыли от реализации продукции
В этом случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде аддитивной модели: .
Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:
, где
УД - показатель структуры реализованной продукции;
N - объем реализации продукции;
Ц - цена продукции.
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:
, где
УД - показатель структуры произведенной продукции;
N - объем производства продукции;
Зпер - переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).
Используя данные отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5 %, то есть индекс цен (1ц) составил 1,05. Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации: (тыс. руб)
То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 50 тыс. руб. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
:, :
300-300:1,05=300-285,71=14,29 (тыс.руб.)
300:1,05-250=285,71-250=35,71 (тыс.руб.)
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 14,29 тыс. руб., а увеличение объема выпуска на 35,71 тыс. руб. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.
Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
100-80=20 (тыс.руб.).
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:
:, :