Понятия, особенности формирования финансовых результатов организации
(1.1.6)
Общее изменение прибыли:
. (1.1.7)
В том числе за счет: 1) изменение объема реализации продукции:
;
) изменение средней цены реализации продукции:
;
) изменение себестоимости продукции:
.
Алгебраическая сумма влияния всех факторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:
.
Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.
Методика расчета влияния факторов методом абсолютных разниц:
1) В факторную модель вместо значения объема реализации продукции подставляем его отклонение и рассчитываем влияние изменения объема на прирост прибыли:
;
1) Произведение отклонения цены на объем реализации продукции показывает изменение величины прибыли за счет изменения цены:
;
1) Произведение отклонения себестоимости продукции на объем ее реализации, взятое с противоположным знаком показывает влияние отклонения себестоимости на изменение прибыли:
.
Здесь также сумма влияния факторов должна быть равна общему отклонению прибыли: .
Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда к вышеназванным факторам добавляется структурный фактор. Влияние структурного фактора на изменение прибыли можно рассчитывать с помощью приема абсолютных разниц, используя факторную модель:
, где (1.1.8)
УДф i, УДпл i - соответственно фактический и плановый удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %;
П1пл i - плановая сумма прибыли на единицу i-го вида продукции;ф - фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.
Также для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли можно использовать модель:
, где (1.1.9)
пл i - плановая рентабельность i-го вида продукции (отношение суммы прибыли к полной себестоимости реализованной продукции).
После подсчета влияния всех названных факторов на изменение прибыли, следует изучить причины изменения объема реализации, цены и себестоимости по каждому виду продукции.
Далее рассмотрим методику формирования рентабельности на предприятии.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственная, предпринимательская, инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: 1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства и инвестиционных проектов; 2)показатели, характеризующие рентабельность продаж; 3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции: