Понятия, особенности формирования финансовых результатов организации
=, где (1.1.10)
з - рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат);
Пвп - валовая прибыль от реализации продукции;
ЧП - чистая прибыль;
И - сумма затрат.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученной выручки. Характеризует доходность реализации с рубля продаж.
, (1.1.11.)
где Rп - рентабельность продаж;
Прп - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации.
Рентабельность (доходность) капитала исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых; собственного, заемного, основного, оборотного и т.д.
При расчете рентабельности капитала необходимо брать среднюю величину капитала за отчетный период, однако в условиях инфляции более реальные оценки можно получить, используя моментальные значения данных показателей.
Рассмотрим методику В.И. Подольского анализа финансовых результатов.
Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовые показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателей и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.
Затем производят количественную оценку влияния на изменение прибыли от реализации продукции следующих основных факторов:
1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ¡ И1:
¡ И1=Р1-Р2, где (1.1.10)
где Р1- реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;
Р2 - реализация в отчетном году в ценах базисного периода.
2 Влияние прибыль изменений в объеме продукции И2:
¡ И1=П0К1- П0, где (1.1.11)
П0 - прибыль базисного периода;
К1 - коэффициент роста объема реализованной продукции.
3 Влияние на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ¡И3:
¡И3=П0(К2-К1), где (1.1.12)
К 2-коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам(К2 =Р1.0 : Р0);
Р0 - реализация в базисном периоде;
Р1.0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.
4 Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ¡И4:
¡И4 = С1.0 - С1, где (1.1.13)
С1.0 - себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;
С1 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.
5 Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ¡И5: ¡И5= С0К2 - С1.0.
Кроме того, рассчитываются влияние на прибыль изменений цен на материалы, тарифы и услуги ¡И6 и экономии, вызванной нарушением хозяйственной дисциплины ¡И7.
Сложив величины показателей влияния на прибыль всех изменений, получим суммарное выражение влияния всех факторов на прибыль от реализации продукции ¡И.