Особенности налоговой системы Российской Федерации
налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий)
по назначению можно выделить:
- налоги общие (обеспечиваются и поступают в бюджет разных уровней, например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость)
специальные (имеют строго определенную направленность и формируют централизованные целевые фонды, например, единый социальный налог) и чрезвычайные (вводятся при поступлении каких- либо особых обстоятельств)
Для практической деятельности хозяйствующих субъектов имеет большое значение классификация налогов по учетно-экономической целесообразности, т.е. по признаку учета начисленных сумм налоговых платежей в соответствующими с требованиями бухгалтерского и налогового учета. Неправильное ее применение может привести к занижению налогооблагаемых баз и к нарушению налогового законодательства (Приложение №1-таблица №3).
В соответствии с этим признаком налог предприятий и организаций классифицируются по следующим группам:
налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный, транспортный)
налоги, включаемые в продажную цену продукции (налог на добавленную стоимость, акцизы)
налоги, относимые на финансовые результаты до налогообложения прибыли (налог на имущество организаций)
налог на прибыль и за счет прибыли, остающейся в расположении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных товаров)
Налоги являются одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоговая система создается в целях обеспечения государства финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия затрат, связанных с обеспечением внешней и внутренней безопасности страны, поддержанием приоритетных отраслей экономики, затратами на проведение социальной политики в стране и т.д.
Проблема налогов проявляется и в том, что носит всеобщий характер, так как каждый обязан уплачивать законно установленные налоги. Государство обязано создать эффективную налоговую систему, не ущемляющую интересы граждан и направленную на стимулирование экономического роста.
Налоговая система России постоянно находится в процессе изменения, поправки, вносимые законодательством, с одной стороны улучшают положение налогоплательщиков, а с другой стороны возникают новые спорные вопросы, требующие доопределения.
Таким образом, от четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят правильность, быстрота и своевременность взаиморасчетов с бюджетом.