Анализ задолженности по бюджету от прямых налогов
Задолженность по земельному налогу за анализируемый период уменьшается. Так, в 2008 г. задолженность составляла 17403 тыс. рус. или 3,3% в общем объеме поступлений, а в 2010 г. задолженность снизилась до 15694 тыс. руб., что составляет 2,8%.
Можно сделать вывод, что основными причинами образования задолженности по налогам и сборам являются:[26,38]
несвоевременность оплаты текущих начислений по налогам;
неуплата текущих начисленных платежей по предприятиям - недоимщикам, по которым задолженность взыскивается судебными приставами по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.
Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям в 2010 составила 267485 тыс. руб., тогда как в 2008 г. она составляла 279824 тыс. руб.
Наблюдается тенденция снижения задолженности за счет применяемых налоговыми органами мер, предусмотренных действующим законодательством по урегулированию задолженности: направляют налогоплательщикам требования, выставляют инкассовые поручения, инициируют процедуры банкротства.
Эффективность уплаты задолженности по требованиям показывает, что при увеличении количества требований, направляемых в адрес налогоплательщиков, эффективность их погашения снижается.
На снижение эффективности взыскания по требованиям оказывают влияние следующие объективные факторы:
требования об уплате налога направляются всем налогоплательщикам без исключения.
- база данных Инспекции содержит недостоверную информацию об адресах налогоплательщиков, в связи с чем, направленные по недостоверному адресу требования возвращаются в Инспекцию.
из-за огромного количества требований, сформированных и распечатанных отделом урегулирования задолженности одновременно, канцелярией нарушаются сроки их отправки. Зачастую налогоплательщик получает требование об уплате задолженности позже указанного срока исполнения требования.
Работа с должниками значительно оживилась по сравнению с прошлыми годами, но размер задолженности по-прежнему высок.[37,39]
В настоящее время созрела необходимость создания реестра крупнейших должников. В нем должна отражаться последовательность действий службы судебных приставов и налоговой службы в отношении недоимщиков, что позволит по каждой организации проследить ход процедуры от принятия решения и вынесения постановления до наложения ареста на имущество и его реализации.
Уменьшить потери бюджета возможно при своевременном и жестком контроле со стороны всех заинтересованных структур за деятельностью предприятий от момента их регистрации до момента прекращения деятельности. Особое внимание при этом должно уделяться своевременному и в полном объеме проведению принудительного взыскания задолженности, как налоговыми органами, так и судебными приставами.
В российском налоговом законодательстве взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщиков регламентировано ст.47 и ст.48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. В том числе с использованием механизма ограничения выезда за границу физических лиц, являющимися злостными неплательщиками налогов и сборов в бюджет. Тем более что такая возможность предусмотрена в ст.67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Основной задачей налоговой службы в 2008 году, направленной на повышение эффективности взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщиков и как следствие пополнения доходной части бюджета города Анапа, является налаживание четких и скоординированных действий, которые позволяют в полном объеме погасить задолженность налогоплательщика за счет реализации его имущества, до подачи Инспекцией искового заявления в Арбитражный суд Краснодарского края.