Анализ удельного веса прямых налогов в общей сумме доходов
Существенное снижение поступлений налога на прибыль возможно за счет применения крупными компаниями внутренних или корпоративных цен, перетекания средств между головной организацией и дочерними подразделениями, а также за счет других методов манипулирования налоговой базой. Четкие правила определения цен для целей налогообложения пока отсутствуют.
Снижение доли налога на прибыль в местном бюджете объясняется ликвидацией крупнейшего подразделения в Анапе ООО «Уренгойгазпром», который давал значительные поступления в бюджет Краснодарского края.
Показатель поступления налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ в 2008 - 2010 г.г. увеличился на 276818 тыс. руб., что составляет увеличение удельного веса с 28,2% в 2008 г. до 33,9% в 2010 г. В местном бюджете в период 2008 - 2010 г.г. также произошло увеличение удельного веса налога на доходы физических лиц, что составляет 56,4% и 62,1% соответственно.
Как уже отмечалось ранее, достижению таких результатов в определенной степени способствовала деятельность комиссий по легализации теневой зарплаты и работе с убыточными организациями. В связи, с чем увеличение фонда оплаты труда вызвало рост налога на доходы физических лиц.
Давние споры вызывает порядок зачисления налога на доходы физических лиц в доходы того субъекта, где они работают. Подсчитано, что 15% населения страны работает не там, где живет. Многие регионы, прежде всего Московская и Ленинградская области, давно предлагают перейти на уплату этого налога по месту жительства физических лиц, чтобы налог поступал в бюджет того региона, где человек получает бюджетные услуги. При современной технике учета доходов каждого налогоплательщика распределение налога по территориям или по налоговым инспекциям в соответствии с его ИНН не представляется сложным.
Наиболее существенным является налог на имущество организаций. В 2010 г. наблюдается снижение удельного веса налога на имущество в налоговых поступлениях до 3,9%, тогда как в 2008 - 2009 г.г. доля налога составляла 3,9% и 4,3% соответственно.
На уменьшение поступлений налога на имущество влияют три основных фактора.
Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка.
Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадает в налоговую базу и с них не уплачивается налог.
В-третьих, согласно Налоговому кодексу РФ налог на имущество обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса, а также на движимое имущество уплачивается по местонахождению организации и, соответственно, не попадает в бюджет субъекта Федерации. В первую очередь это касается Газпрома, который уплачивает налог на все движимое имущество по месту расположения головного офиса, т.е. в Москве.
Поступления земельного налога в консолидированный бюджет субъектов РФ в период с 2008 - 2010 г.г. увеличились на 91186 тыс. руб., что составляет увеличение удельного веса в общем объеме поступлений с 4,8% в 2008 г. до 6,3% в 2010 г. Столь существенный рост поступлений этого налога произошел благодаря созданию налогооблагаемой базы по земельному налогу. Была проведена кадастровая оценка земель и разграничены земельные участки.