Анализ удельного веса прямых налогов в общей сумме доходов
Основными источниками доходов в местных бюджетах являются отчисления от налога на доходы физических лиц - 62,1%, налога на прибыль организаций - 11,7% и земельный налог - 9,0% (таблица №5).
Таблица №5
Налоговые доходы местного бюджета Российской Федерации, Тыс. руб.
Налоги |
2008 г. |
Удельный вес (%) |
2009 г. |
Удельный вес (%) |
2010 г. |
Удельный вес (%) |
налоговые поступления-всего в том числе: |
410571 |
100 |
558357 |
100 |
692358 |
100 |
НДФЛ |
231562 |
56,4 |
333897 |
59,8 |
429954 |
62,1 |
налог на прибыль |
54195 |
13,2 |
70353 |
12,6 |
81006 |
11,7 |
земельный налог |
27919 |
6,8 |
42993 |
7,7 |
62312 |
9,0 |
прочие налоги |
96895 |
23,6 |
111114 |
19,9 |
119086 |
17,2 |
Из рассмотренных выше таблиц видно, что основным бюджетообразующим налогом по-прежнему является налог на прибыль организаций. Стоит также отметить, что наблюдается уменьшение удельного веса налога на прибыль в налоговых поступлениях в бюджет. Так в 2010 г. поступления составили 21,8% в общем объеме поступлений, тогда как в 2009 и 2008 г.г. - 24,8% и 24,3% соответственно. Основными факторами падения поступлений налога на прибыль в 2008 - 2010 г.г. стало вступление новых положений Налогового кодекса РФ, относящихся к данному налогу. Сложно предсказать поведение бизнеса в связи с последними изменениями, разрешающими отнесение на затраты 10% амортизационной премии по вновь вводимым объектам основных средств и снятие ограничений по переносу убытков на будущие периоды. Эти изменения могут существенно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций, а соответственно, и доходы региональных бюджетов.[24,45]
Трудно прогнозировать поступления налога на прибыль от тех компаний, особенно крупных, головные офисы которых находятся в других регионах. Зачастую региональные власти вообще не имеют информации о финансовых планах и планах развития таких компаний даже на ближайший год.