Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Несовершенную нормативную правовую базу, регулирующую налогообложение добычи твердых полезных ископаемых, для увеличения налоговых поступлений при среднесрочном планировании привести в соответствие. Так платежи по налогу на добычу полезных ископаемых, не являющихся углеводородным сырьем, составляют немногим более 2% от общих поступлений по этому налогу. Диаграмма 3.
Структура поступлений налога на добычу полезных ископаемых в бюджетную систему Российской Федерации в 2008 году
|
Диаграмма 3 |
Реальная налоговая нагрузка на горнодобывающие предприятия является минимальной, явно не соответствующей прибыли, получаемой собственниками. Проверки Счетной палаты Российской Федерации показывают, что на предприятиях, осуществляющих добычу твердых полезных ископаемых, доля чистой прибыли в выручке составляет около 50%, при этом доля налога на добычу полезных ископаемых не превышает одного процента. Применяемая горнодобывающими предприятиями оценка стоимости добытых полезных ископаемых исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого, а не по цене реализации значительно снижает (как минимум на величину рентабельности продаж) налоговую базу при исчислении налога на добычу полезных ископаемых, что, несомненно, ведет к потерям бюджета.
Таким образом, за счет эксплуатации недр, являющихся государственной собственностью, у владельцев горнодобывающих предприятий формируется огромная и фактически не заработанная ими прибыль.Для решения проблемы налогообложения горнодобывающих предприятий необходимо рассмотреть вопрос о налогообложении не добытой руды, а полезных компонентов, входящих в состав твердых полезных ископаемых, и установлении специфических (твердых) налоговых ставок.
Значительный ущерб несет федеральный бюджет вследствие занижения импортерами таможенной стоимости ввозимых товаров, нарушений условий применения таможенных режимов, предусматривающих различные преференции по уплате таможенных платежей, недостатков в правовом регулировании других вопросов налогообложения внешнеэкономической деятельности. Проверки показывают низкую эффективность действующей системы исчисления и уплаты таможенных платежей при проведении внешнеэкономических операций, связанных с экспортом леса и лесоматериалов, при вылове водных биологических ресурсов.
Налог на физических лиц один из важных при формировании бюджетов. При запредельном разрыве между доходами богатых и малообеспеченных граждан (почти 17 раз при разрыве в 5 раз в развитых странах с рыночной экономикой) на повестку дня выходит вопрос о введении прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. На долю 10% наиболее обеспеченного населения в 2007 году пришелся 31% от общего объема денежных доходов, на долю 10% наименее обеспеченного населения - 1,9%.
Введение с 2001 года единой ставки этого налога мотивировалось стимулированием вывода сверхдоходов из «тени». Однако единая ставка налога в сущности несправедлива, поскольку не учитывает перекос в доходах граждан. Единая ставка привела к тому, что лица, извлекающие крупные доходы за счет использования, в большинстве случаев, природных ресурсов, являющихся общенациональным достоянием, несут меньшую тяжесть налоговых обязательств, нежели граждане с низкими и средними доходами. Стремление вывести доходы из «тени» путем понижения налогообложения реализует беспринципность: чтобы правила не нарушали, их надо отменить.