Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов
Одним из основных факторов значительного прироста налоговых доходов является увеличение доходов, получаемых в связи с добычей полезных ископаемых. Поэтому при планировании особое внимание уделяется эффективному функционированию налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Действующий в настоящее время механизм исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых не обеспечивает, с одной стороны, общественно оправданное изъятие природной ренты, а с другой стороны, равномерное распределение налоговой нагрузки на недропользователей.
Введение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти в начальный период разработки месторождений на месторождениях, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, понижающего коэффициента к налоговой ставке при добыче нефти на месторождениях с выработанностью свыше 80% хотя и является определенной оптимизацией налогообложения добычи нефти, однако полностью проблему не решает, поскольку не учитывает многие другие факторы, обусловленные особенностями месторождений (условия добычи нефти на конкретных месторождениях, изменение этих условий в процессе эксплуатации месторождений, качество сырья). В рамках повышения эффективности использования природных ресурсов в Российской Федерации и дополнительных налоговых поступлений, также целесообразно начать поэтапную отмену нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых при добыче попутного нефтяного газа (с учетом фактической возможности добывающих организаций по использованию попутного газа) либо рассмотреть альтернативный способ решения этого вопроса в виде взимания штрафов за его сжигание. Помимо этого будет рассмотрен вопрос об отмене с 2009 или 2010 года нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти. Увеличение поступлений НДПИ на нефть в федеральный бюджет в случае отмены нулевой ставки НДПИ в отношении технологических потерь при добыче нефти в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009-2010 годах при объемах технологических потерь в размере 2,63 млн. тонн в 2009 г. и 2,68 млн. тонн в 2010 году соответственно составит 6591,7 млн. рублей и 6772,2 млн. рублей.
Еще в 2007 году были приняты решения о поэтапном повышении внутрироссийских цен на газ, а также о росте цен на природный газ, поставляемый в страны СНГ. Вместе с тем, налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа. В результате, предприятия газовой отрасли в условиях растущих цен и неизменных ставок НДПИ располагают значительными дополнительными доходами, имеющими характер природной ренты. Увеличение налоговых изъятий от газовой отрасли в бюджет планируется не ранее 2011 года путем повышения ставки НДПИ, взимаемого при добыче природного газа. В целях повышения эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче нефти, с учетом роста себестоимости тонны добываемой нефти предлагается с 2009 года повысить необлагаемый минимум, учитываемый при расчете коэффициента Кц, установленного пунктом 3 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, с 9 до 15 долларов США. В этом случае уменьшение поступлений НДПИ на нефть в условиях макроэкономического прогноза на 14.03.2008 г. в 2009-2010 годах составит соответственно 104,1 млрд. рублей (в т.ч. федеральный бюджет - 98,9 млрд. рублей) и 112,0 млрд. (в т.ч. федеральный бюджет - 106,4 млрд. рублей).