Европейский Союз
В Евросоюзе нормы, регулирующие процедуру поглощения, действуют как на общеевропейском уровне, так и на уровне отдельных стран. Зарождение понятия «поглощение» берет свое начало в англо-саксонской системе права, поэтому нет ничего удивительного, что первая законодательная база в этой сфере появилась в Великобритании. Это был Кодекс Сити о поглощениях 1968 года (The City Code on Takeovers), разработанный специальной неправительственной организацией - Комиссией Сити по поглощениям и слияниям (The Panel on Takeovers and Mergers) по инициативе Банка Англии. Положения названного Кодекса не имеют силы закона, однако, в общем, его придерживаются все компании Великобритании, как только инициируется поглощение компании, отвечающей критериям, детально описанным в Кодексе. Британское правительство формально признает власть Кодекса в законе «О финансовых услугах и рынках» 2000 года (Financial Services and Markets Act 2000).
Специальный орган надзора за поглощениями и слияниями - Исполнительный Комитет по слияниям и поглощениям (создан в 1968 году девятью ассоциациями различных финансово-кредитных учреждений) может делать замечания нарушителям положений Кодекса и обращаться к руководству профессиональных объединений с требованием принятия дисциплинарных мер в отношении нарушителей. Кодекс ежедневно контролируется Комитетом. Эта организация является саморегулируемой.
В отличие от Великобритании, страны континентальной Европы отошли от принципов саморегулирования, и предпочитают законодательное регулирование правил M&A. Например, Швейцария, где Добровольный кодекс поглощений бирж 1989 года был трансформирован в положения Закона о биржах и фондовой торговле 1995 года. Для ряда некоторых из европейских стран, например, Германии и Нидерландов, характерен, в первую очередь, законодательно усиленный государственный контроль над приобретением организаций, а так же развитое карательное законодательство и четкие процедуры согласования поглощений с работниками организаций. Смешанным регулированием вопросов слияния и поглощения отличаются Франция, Бельгия и Испания.
Что касается общеевропейского уровня, то правовой основой сближения и координации права о компаниях государств-членов ЕС служит ст. 44 (2g) Римского договора о ЕС, согласно которой Совет ЕС и Комиссия ЕС принимают по мере необходимости директивы с целью координации норм законодательства государств-членов, касающихся компаний в смысле ст. 48 Римского договора о ЕС. Эти директивы являются основой Программы гармонизации права компаний ЕС. Наиболее значимыми в вопросе регулирования слияний и поглощений можно назвать: Третью Директиву «О слиянии компаний» (далее - Третья Директива), Шестую Директиву «О разделении компаний» (далее - Шестая Директива), Десятую Директиву «О трансграничных слияниях» (далее - Десятая Директива), Тринадцатую Директиву «О поглощении путем приобретения акций публичных компаний» (далее - Тринадцатая Директива) и проект Четырнадцатой директивы «О
перенесении места нахождения компании в другое государство» (далее - проект Четырнадцатой Директивы).
Третья и Шестая Директивы регулируют вопросы осуществления слияния и разделения компаний соответственно, при обязательном соблюдении прав акционеров и кредиторов. Десятая Директива о трансграничных (международных) слияниях компаний была утверждена 26 октября 2005 года. Она применяется к слияниям хозяйственных обществ, основанных на объединении капиталов, которые учреждены в соответствии с законодательством любого государства-члена ЕС и имеют свой юридический адрес, свою центральную администрацию или свое головное предприятие внутри Сообщества, если не менее двух из них подчиняются законодательству разных государств-членов.