Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Вертикальный анализ позволяет оценить структуру итоговых финансовых показателей и влияние каждой позиции отчетности на результат в целом. Вертикальный анализ дает представление отчетных форм в виде относительных показателей, а переход к таким показателям позволяет проводить межхозяйственные сравнения имущественного и финансового состояния предприятий, различающихся по объемным показателям деятельности. Помимо того, относительные показатели не искажены влиянием инфляционных процессов в отличие от абсолютных, и поэтому дают более достоверную информацию для анализа.
Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и часто на практике применяются вместе для составления аналитических таблиц, характеризующих как структуру определенной отчетной формы, так и динамику ее показателей. Оба вида анализа играют большую роль при межхозяйственных сопоставлениях абсолютно разных по роду деятельности и объемам производства предприятий.
Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Сравнительный анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям предприятия, дочерних предприятий, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ - это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым, т.е. заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным, когда отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель [18, С.30].
Анализ относительных показателей (коэффициентов) связан с расчетом отношений абсолютных показателей отчетности и определением взаимосвязей между ними. Коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов [13].
Метод анализа относительных коэффициентов наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Суть данного метода заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности предприятия коэффициентов с их принятыми нормативными значениями либо со средними значениями коэффициентов по данным деятельности предприятия за ряд предшествующих лет.
В общем виде методика экспресс-анализа финансовой отчетности предусматривает анализ хозяйственных средств и их источников, структуры тех и других, результатов хозяйственной деятельности, эффективности использования собственных и заемных средств. Смысл экспресс-анализа - отбор небольшого количества наиболее значимых и сравнительно несложных показателей и постоянное отслеживание их динамики. Отбор субъективен, поскольку зависит от особенностей хозяйствующего субъекта и производится аналитиком на основе его профессионального суждения.
Известны десятки различных аналитических показателей, позволяющих оценить экономический потенциал и результаты деятельности предприятия. Для удобства все их можно разделить по группам, характеризующим основные направления проведения финансового анализа:
) оценка ликвидности и платежеспособности;
2) оценка структуры капитала;
) оценка финансовой устойчивости;
) оценка деловой активности;
) оценка прибыли и рентабельности;
) оценка рыночной активности.