Основные направления реализации кредитного менеджмента
Основные направления реализации кредитного менеджмента на предприятии вытекают из сформулированных во втором параграфе выводов.
Во-первых, следует учесть всю существующую на сегодняшний день практику, наработанную кредитными организациями. Известно, что банки классифицируют кредиты в процессе анализа качества своих активов [2, 4]. Конкретные критерии, используемые при анализе активов, а также процедуры принятия и исполнения решений по кредитованию содержатся в соответствующих документах банка, определяющих его кредитную и учетную политику и подходы к ее реализации. В этих документах учитываются положения нормативных актов, инструкций, регламентирующих деятельность банков и имеющих отношение к вопросам кредитной и учетной политики. Классификация выданных кредитов и оценка кредитных рисков производится на комплексной основе: в зависимости от финансового состояния заемщика, оцененного с применением подходов, используемых в отечественной и международной банковской практике, возможностей заемщика по погашению основной суммы долга и уплаты в пользу банка обусловленных договором процентов, комиссионных и иных платежей, а также в зависимости от других критериев. Оценка риска производится одновременно с предоставлением кредита. Методы оценки финансового состояния рассмотрим ниже, а пока продолжим анализ.
В соответствии с положением № 254-п оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) должна проводиться кредитной организацией на постоянной основе [4].
Профессиональное суждение выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика, о функционировании рынка (рынков), на котором (которых) работает заемщик.
Источниками получения информации о рисках заемщика являются правоустанавливающие документы заемщика, его бухгалтерская, налоговая, статистическая и иная отчетность, дополнительно предоставляемые заемщиком сведения, средства массовой информации и другие источники, определяемые кредитной организацией самостоятельно. Кредитная организация должна обеспечить получение информации, необходимой и достаточной для формирования профессионального суждения о размере расчетного резерва.
Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в досье заемщика. Информация, использованная кредитной организацией для оценки качества ссуды, включая оценку финансового положения заемщика, должна быть доступна органам управления, подразделениям внутреннего контроля кредитной организации, аудиторам и органам банковского надзора.
Формирование (регулирование) резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечения ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды и при наличии оснований уточнить размер резерва.